| Печать |

Двадцать седьмая сессия Совета управляющих/
Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров, Найроби, 18-22 февраля 2013 года
 

Итоги девятого совещания Международной консультативной группы по чрезвычайным экологическим ситуациям
Доклад Директора-исполнителя

Девятое совещание Международной консультативной группы по чрезвычайным экологическим ситуациям (КГЧЭС) состоялось 18-20 мая 2011 года в Берне. Это совещание было совместно организовано Управлением по координации гуманитарной деятельности (УКГД) и ЮНЕП и принято у себя в стране правительством Швейцарии.

Совещания КГЧЭС проводятся раз в два года, и в них принимают участие специалисты по регулированию чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий из различных стран мира, которые прибывают для обмена информацией, опытом и извлеченными уроками в целях улучшения деятельности по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций, повышения готовности к ним и совершенствования ответных мер. Функции секретариата для этой Группы исполняет Совместная группа по окружающей среде ЮНЕП/УКГД. КГЧЭС также проводит обзоры работы Совместной группы и дает рекомендации и указания по темам, требующим развития, определяя тем самым структуру будущей деятельности Группы.

На девятое совещание собрались представители 23 государств – членов Организации Объединенных Наций, международных организаций, организаций гражданского общества и неправительственных организаций для обсуждения вопросов и вызовов, касающихся повышения готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям и принятия ответных мер. На совещании были рассмотрены следующие основные пункты повестки дня:

а)              Центр по чрезвычайным экологическим ситуациям и укрепление национального потенциала. По этому пункту повестки дня ЮНЕП, УКГД и их партнеры обязались развивать потенциал национальных органов и тех, кто занимается принятием ответных мер, по подготовке к чрезвычайным экологическим ситуациям при содействии Центра по чрезвычайным экологическим ситуациям;

b)              региональные подходы к повышению готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям и принятию ответных мер. По этому пункту повестки дня ЮНЕП, УКГД и их партнеры обязались содействовать сотрудничеству между всеми субъектами на региональном уровне;

с)              осуществление решения 26/15 Совета управляющих. По этому пункту повестки дня ЮНЕП, УКГД и их партнеры обязались подготовить всеобъемлющий документ, в котором будут перечислены все нынешние усилия, имеющие отношение к чрезвычайным экологическим ситуациям, для выявления пробелов и дублирующих друг друга усилий.

Эти три главных пункта повестки дня и инициативы более подробно описываются ниже.

Инвестиции в повышение готовности для уменьшения риска бедствий с помощью Центра по чрезвычайным экологическим ситуациям

Инвестиции в повышение готовности уязвимых стран уменьшают риски, создаваемые для них будущими бедствиями, и в конечном итоге могут спасти жизнь людей и принадлежащее им имущество. На своем девятом совещании КГЧЭС признала, что переход от оказания непосредственной помощи странам к предоставлению им возможности повысить степень своей готовности к чрезвычайным ситуациям собственными силами является важным шагом и поворотным моментом для УКГД и ЮНЕП.

Центр по чрезвычайным экологическим ситуациям является сетевой платформой, учрежденной для оказания правительственным органам и лицам, занимающимся регулированием чрезвычайных ситуаций, помощи в овладении передовым опытом и обмене наилучшими видами практики.

ЮНЕП и УКГД сотрудничают с различными партнерами для:

а)              совершенствования работы Центра по чрезвычайным экологическим ситуациям, разработки инструментов и руководящих принципов и повышения качества профессиональной подготовки в режиме он-лайн для повышения степени национальной готовности с помощью своего портала электронного обучения;

b)              обеспечения библиотеки материалов на различных языках и информационного узла, содержащего ссылки на другие полезные источники;

с)              оказания ряда оперативных услуг, включающих в себя профессиональную подготовку в режиме он-лайн и увязанных с конкретными мероприятиями, осуществляемыми на национальном уровне;

d)              повышения уровня осведомленности о чрезвычайных экологических ситуациях и их разрушительных последствиях.

В сотрудничестве с Центром по чрезвычайным экологическим ситуациям Совместная группа организовала 5-9 ноября 2012 года в Абудже экспериментальный курс обучения для Экономического сообщества западноафриканских государств под названием "Не ограничиваясь ответными мерами: повышение готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям". Более подробная информация размещена по адресу www.eecentre.org.

Региональные подходы к повышению готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям и принятию ответных мер

Центр по чрезвычайным экологическим ситуациям в сотрудничестве с Центром Хазе Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Координационным центром АСЕАН по гуманитарной помощи и регулированию бедствий занимается разработкой регионального подхода к повышению готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям с 2011 года. Лишь нескольким регионам удалось наладить успешное сотрудничество в данной области. В сентябре 2012 года Совместная группа в сотрудничестве с государствами-членами АСЕАН организовала семинар-практикум для обсуждения того, как усилить региональный подход к чрезвычайным экологическим ситуациям и разработать дорожную карту с описанием различных корректив, требуемых в разных региональных контекстах. На основе этой дорожной карты будут определены формы обучения и другие мероприятия, которые помогут выработать новый подход. Более подробная информация содержится на веб-сайте http://environment.asean.org.

Улучшение координации деятельности систем реагирования на чрезвычайные экологические ситуации

В настоящее время у стран и международных организаций имеется широкий спектр соглашений, учреждений и руководящих принципов, касающихся реагирования на чрезвычайные экологические ситуации. Страна может быть охвачена соглашением о промышленных авариях или лесных пожарах, но не охвачена соглашением о ядерных авариях или разливах нефти. Результатом отсутствия механизма, который связывал бы между собой такие инициативы, являются разобщенность, пробелы и недостаточная степень координации.

Признавая нынешние ограничения международных систем реагирования, когда речь идет об экологических последствиях стихийных и вызываемых деятельностью человека бедствий, Совет управляющих ЮНЕП на своей двадцать шестой сессии принял решение 26/15 об укреплении международного сотрудничества по экологическим аспектам реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечения готовности к ним. В этом решении Совет просил ЮНЕП тесно сотрудничать с УКГД в этой важной области.

Для решения данного вопроса ЮНЕП и УКГД занимаются подготовкой базового документа, в котором будут расписаны нынешние роли и функции международных организаций, занимающихся реагированием на чрезвычайные экологические ситуации и распределение обязанностей между ними. Итоговый документ будет способствовать созданию более эффективной системы реагирования, и страны и организации смогут лучше понять, какая помощь может быть оказана и чьими силами, в зависимости от типа чрезвычайной ситуации. Помимо этого ЮНЕП и УКГД оказывают содействие процессу, инициированному в мае 2012 года для обеспечения того, чтобы ключевые организации, занимающиеся реагированием на чрезвычайные экологические ситуации, имели четкое представление о своих соответствующих ролях и обязанностях при различных сценариях.

***************************

Бедствия и конфликты

 

Еда