| Печать |

plastic28.11.2022 г.
Чего ожидать от начавшихся переговоров о прекращении загрязнения пластиком

Вдоль юго-восточного побережья Уругвая раскинулся Пунта-дель-Эсте, город, известный своими пляжами, лесными массивами, а теперь и как место, где начнутся исторические переговоры о прекращении глобального загрязнения пластиком.

С 28 ноября по 2 декабря представители правительств, частного сектора и гражданского общества приступят к разработке международного юридически обязательного документа о прекращении загрязнения пластиком, в том числе морской среды, документ, который они надеются завершить к 2024 году.

Первая сессия Межправительственного переговорного комитета (МПК) или МПК-1 состоялась через девять месяцев после того, как представители 175 стран одобрили историческую резолюцию о пластиковом загрязнении на Ассамблее ООН по окружающей среде. Страны поручили Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) организовать МПК и руководить его работой.

Решение принято на фоне нарастающего «пластикового кризиса», который, по мнению специалистов, угрожает окружающей среде, здоровью людей и экономике. Согласно выводам исследования, человечество производит около 460 млн метрических тонн пластика в год, и без принятия неотложных мер к 2060 году этот показатель утроится. Согласно выводам исследования ЮНЕП, более 14 млн метрических тонн пластика ежегодно попадает в водные экосистемы, нанося им ущерб, а выбросы парниковых газов, связанные с пластмассами, как ожидается, составят 15 процентов от общего объема выбросов, допустимых к 2050 году, если человечество хочет сдерживать увеличение глобального потепления до 1,5°C.

«Наука ясна: нам необходимы неотложные, широкомасштабные и значимые глобальные действия для борьбы с пластиковым загрязнением, – говорит Джиоти Матур-Филипп, исполнительный секретарь Секретариата МПК по загрязнению пластиком. – В МПК-1 мы можем заложить основу, необходимую для внедрения подхода, основанного на жизненном цикле, к загрязнению пластиком, который внес бы значительный вклад в прекращение тройного планетарного кризиса (изменение климата, утрата природы и биоразнообразия, а также загрязнения и отходы)».

На пути к подходу, основанному на жизненном цикле

Специалисты говорят, что переработка отходов сама по себе не может положить конец проблеме загрязнению пластиком и что человечеству необходимо сократить потребление и производство этого материала. Это привело к так называемому подходу, основанному на жизненном цикле. Наряду с управлением пластиковыми отходами и продвижением повторного использования, в нем рассматривается то, как разрабатываются, производятся и распространяются продукты, и предпринимаются попытки сократить количество используемого пластика на этом пути.

«Для выхода из кризиса, связанного с пластиковым загрязнением, мы не собираемся делать ставки только на переработку или запрет, – говорит Шейла Аггарвал-Хан, глава экономического отдела ЮНЕП. – Сбор и переработка отходов чрезвычайно важны, но они должны быть частью комплексного подхода».

Согласно выводам доклада ЮНЕП, основанный на жизненном цикле подход может сократить объем пластмасс, попадающих в мировой океан, более чем на 80 процентов и сэкономить правительствам 70 млрд долларов США к 2040 году. Кроме того, он поможет сократить выбросы парниковых газов на 25 процентов и создать 700 тысяч рабочих мест.

Ожидания от работы МПК-1

Участникам переговоров в МПК-1 поручено подготовить меры и обязательства, связанные с разработкой юридически обязательного договора.

Секретариат МПК проанализировал вопросы, которые вращаются вокруг четырех основных областей, необходимых для перехода к экономической модели замкнутого цикла: устранение и замена ненужного пластика и опасных добавок, подготовка пластиковых изделий для повторного использования и вторичной переработки, обеспечение повторного использования и вторичной переработки продуктов и экологически ответственное управление загрязнением пластиком.

Учитывая единодушное одобрение резолюции на Ассамблее ООН по окружающей среде, эксперты надеются, что государства-члены обсудят цели и сферы применения документа на МПК-1. Это может включать в себя согласование широкомасштабных целей, юридических обязательств и регулярного мониторинга и отчетности. Примеры возможных мер включают законодательство о расширенной ответственности производителей, субсидии, налоги и тарифы, а также запреты или ограничения на конкретные вещества, полимеры или продукты.

«Участники переговоров имеют возможность поощрять инновации уже на ранней стадии процесса – смотреть в будущее, извлекать уроки из прошлого, – говорит Матур-Филипп. – Резолюция Ассамблеи ООН по окружающей среде направляет эту работу. Очень важно не пересматривать то, о чем уже договорились».

В связи с совещанием МПК-1 ЮНЕП организовала 26 ноября открытый форум с участием многих заинтересованных сторон, на котором около 1800 участников, в том числе многие заинтересованные стороны, задействованные в цепочке создания себестоимости пластмасс, определили ключевые возможности и проблемы.

«Среди всех заинтересованных сторон мы стремились определить наиболее эффективные действия, которые государства-члены, возможно, пожелают рассмотреть, чтобы их решения были наиболее эффективными, – говорит Аггарвал-Хан. – Это важно для того, чтобы мы могли продолжать использовать и расширять действия по прекращению загрязнения пластиком, в том числе во время переговоров».

За пределами МПК-1

Предлагаемый график предусматривает проведение до ноября 2024 года еще четырех совещаний МПК, поэтому ЮНЕП представит доклад о ходе работы МПК на шестой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде в феврале 2024 года. Как только переговоры в МПК будут завершены, ЮНЕП созовет дипломатическую конференцию для принятия документа и открытия его для подписания.

«Мы настроены оптимистично, что сможем прийти к соглашению, но здесь потребуется гибкость. У нас не так много времени, – говорит Матур-Филипп. – В резолюции признаются различные потребности и обстоятельства государств-членов, поэтому решения должны будут отражать это».

По мере того, как в ближайшие месяцы переговоры набирают обороты, правительства, предприятия и граждане должны продолжать отказ от одноразовой пластиковой продукции и интегрировать подход, основанный на жизненном цикле, в себестоимость пластика, считают специалисты.

«Данный договор привлекает огромное общественное внимание, и мы должны развивать этот импульс, – говорит Матур-Филипп. – Благодаря сотрудничеству и срочным действиям МПК-1 может сигнализировать об официальном начале действительно значимого и результативного движения – сейчас и в будущем».

Для дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с Льоренсом Милой и Канальс, главой Секретариата инициативы ЮНЕП по подходу, основанному на жизненном цикле: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Загрязнение и отходы

Для борьбы с повсеместным воздействием загрязнения на общество ЮНЕП кампанию «Бой пластику» (#BeatPollution) – это стратегия быстрых, крупномасштабных и скоординированных мер борьбы с загрязнением воздуха, земли и воды. В стратегии подчеркивается влияние загрязнения на изменение климата, утрату природы и биоразнообразия, а также на здоровье человека. С помощью научно обоснованных сообщений кампания демонстрирует, как переход к планете, свободной от загрязнения, жизненно важен для будущих поколений.

Дополнительные материалы

 

Недвижимость