| Печать |

Доклад Исполниьельного директора НП "ЮНЕПКОМ"
на VII Международном экологическом форуме «Природа без границ",
Владивосток, 10 октября 2013 г.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ И БИЗНЕССООБЩЕСТВ, ПРИРОДООХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕПКОМА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу передать вам пожелание успешной работы на этом представительном и наиболее значимом природоохранном Форуме Дальневосточного региона России от имени Президента ЮНЕПКОМа, Члена Президиума РАН, Председателя Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности Российской Федерации академика Лаверова Николая Павловича.

В свете произошедшей в регионе накануне Форума природной, и я бы сказал, техногенной катастрофы, явившейся следствием игнорирования, недоучета природных опасностей и рисков, наше уважаемое собрание имеет большое значение для налаживания тесного, эффективного сотрудничества, направленного на предотвращение подобных бедствий и ликвидацию его колоссальных последствий.

Подходит к концу 2013 год, объявленный Президентом России В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды. Конечно этот год не решил и малой доли природоохранных проблем, но дал старт начинаниям, которые позволяют надеяться, что мы сделали серьезный шаг на пути к устойчивому развитию Человечества.

Хочу вам напомнить, что Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – основной орган ООН в области окружающей среды, который определяет политику и координирует деятельность всех организаций системы ООН и за ее пределами по вопросам окружающей человека среды и отвечает за экологический компонент устойчивого развития.

Приоритетными областями ЮНЕП являются:

  • изменение климата;
  • стихийные бедствия и конфликты;
  • экосистемное управление;
  • экологическое руководство;
  • вредные вещества и опасные отходы;
  • эффективность использования ресурсов , устойчивое потребление и производство.

Наряду с этим в сферу деятельности ЮНЕП входят такие глобальные проблемы, как Биоразнообразие, Воздушная среда, Пресноводные ресурсы, Лесные ресурсы, Земельные ре-сурсы, Опустынивание, Прибрежные и морские зоны, Полярные районы, Горные районы, Экосистемы, Здоровье и др.

ЮНЕП осуществляет взаимодействие с гражданским обществом, научными и деловы-ми кругами России через Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ), который является также Информационным центром ЮНЕП в России.

ЮНЕПКОМ реализует свои проекты по основным направлениям деятельности ЮНЕП через специализированные центры:

Информационно-аналитический центр

- доведение до всех заинтересованных кругов РФ через официальный сайт ЮНЕПКОМА на русском и английском языках информации о всех мероприятиях и событиях по вопросам окружающей среды по линии ЮНЕП и других учреждений системы ООН, законодательных и исполнительных органов власти РФ, научных и деловых кругов ,природоохранных организаций .

Центр анализа, оценки и учёта природных опасностей и рисков

- проведение по заявкам бизнесструктур и иных организаций предпроектных исследованиий и выдача рекомендаций по выбору наиболее безопасных ,с точки зрения природных опасностей и рисков , площадок для размещения новых предприятий , разработка рекомендаций по снижению возможных негативных последствий вследствие наступления опасных природных явлений и недопущения техногенных катастроф от воздействия этих явлений на промышленные объекты.

Центр экологической экспертизы и аудита

- проведение независимых экологических экспертиз для вновь возводимых предпри-ятий и аудита действующих природопользующих объектов в приграничных районах с учётом возможной трансграничности их воздействия на окружающую среду, в том числе по поручению и под эгидой ЮНЕП;

- выдача рекомендаций не только по недопущению нанесения ущерба окружающей среде ,но и ущерба интересам других природопользователей, уже ведущих многие годы хозяйственную деятельность и проживающих на этих территориях.

Центр эффективных экологически безопасных технологий безотходного природополь-зования

- содействие в разработке и внедрении новейших отечественных технологий в области утилизации ТБО, горнопромышленных отходов, иловых осадков очистных сооружений, переработки древесных отходов и торфа, восстановления утраченного плодородия сельскохозяйственных земель, очистки почв от различных видов промышленного загрязнения, автономное электро- и теплообеспечение на местном сырье (древесные и сельскохозяйственные отходы) и др.

Центр эффективного трудоспособного долголетия

- разработка и организация производства, совместно с РАН и РАМН, из отечественного экологически чистого природного сырья специализированных функциональных продуктов и препаратов ,необходимых для профилактики заболеваний производственного персонала и населения, находящегося в неблагоприятной среде обитания.

Поскольку ЮНЕПКОМ поддерживает существующее в деловом и научном сообществе мнение о том, что проблемы нашей не эффективной экологической политики кроются в отсутствии баланса интересов государства, бизнеса и гражданского общества, мы активно вовлекаем в сферу нашей деятельности бизнесструктуры и их сообщества. Именно поэтому ЮНЕПКОМ сегодня активный участник разработки Концепции экологической промышленной политики Российской Федерации под эгидой РСПП и вовлекает в эту работу ведущих ученых РАН.

В настоящее время основное внимание мы уделяем вопросам экологии ТЭК, и здесь эффективность нашей деятельности повысилась благодаря поддержке НК «РОСНЕФТЬ», которая вошла в состав ЮНЕПКОМа и уже целый ряд экспертных групп сформировано для решения задач , поставленных перед нами экологическими службами Компании .

Россия является уникальной сокровищницей природных ресурсов. На ее территории находятся обширные экосистемы, влияющие на устойчивость и баланс природной системы всей планеты, но проблемы обеспечения экологической безопасности в нашей стране становятся все серьезнее и, по оценке ряда экспертов, экологическая ситуация близка к катастрофической.

Качество окружающей среды является неудовлетворительным на 15% территории страны, где проживает около 55 млн. человек.

Порядка 54% городского населения в 40 субъектах Российской Федерации находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферы.

С 2000 по 2011 г.г на территории страны выявлено постоянное или эпизодическое загрязнение подземных вод на более чем 3200 водозаборах хозяйственно-питьевого назначе-ния, а качество поверхностных вод рек ниже по течению практически всех городов оценивалось как загрязненные или экстремально грязные, а под воздействием хозяйственной деятельности часть малых рек превратилась в сточные канавы.

На сегодняшний день в стране накоплено более 90 млрд. тонн твердых отходов, причем ежегодный прирост количества отходов в три раза больше темпов прироста населения. Из 7 млрд. тонн ежегодно образующихся отходов утилизируется не более 30%, а остальные размещаются на свалках и полигонах.

Этот негативный перечень можно долго продолжать. Мы должны понимать, что под влиянием этих факторов ухудшается среда обитания, снижается качество жизни человека и, как результат, повышается заболеваемость и смертность населения, снижаются темпы эко-номического роста. По оценке экспертов, в России ежегодный экономический ущерб от на-копленных загрязнений составляет 4-6% ВВП.

Поскольку ЮНЕПКОМ представляет интересы в том числе и гражданского общества, должен сказать, что существенное сокращение перечня объектов экологической экспертизы и, в том числе проектов документов территориального планирования, затруднило реальное обеспечение реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии, а также прав граждан и общественных объединений на участие в принятии решений по экологически небезопасным проектам.

Последние годы мы имеем свидетельства о случаях недобросовестного проведения и фальсификации материалов общественных слушаний, отказов в предоставлении экспертам предусмотренных законодательством материалов по проектам. Стало порочной практикой, когда проведение общественных экологических экспертиз в удаленных от центра регионах организуют столичные «экологические» организации без привлечения ученых и специалистов регионов реализации проектов. Например, общественная экспертиза по Хасанскому участку проекта газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», когда особое мнение лишь одного дальневосточного ученого, которого ЮНЕПКОМ с трудом ввел в состав московской экспертной команды, просто отправили в мусорную корзину, хотя это мнение отражало экспертную позицию всего Приморского научного сообщества, в т.ч. Президиума ДВО РАН.

В настоящее время в Дальневосточном регионе, в т.ч. в Приморском крае, планируется реализация крупных промышленных природопользующих проектов, связанных со значи-тельной трансформацией природных комплексов на обширных территориях. Реализация та-ких проектов без комплексной независимой экологической экспертизы и открытого общест-венного обсуждения, которое позволит учесть интересы всех сторон экологических отноше-ний, может повлечь серьезные негативные последствия не только для окружающей среды, но и для населения региона, которые сыграют далеко не в пользу закрепления населения в этих, столь важных для России районах.

На наш взгляд, необходимо развивать и укреплять институт стратегической экологической оценки, и прежде всего, проектов территориального планирования, отсутствие которого снижает эффективность обеспечения экологической безопасности.

Мировой опыт показывает, что существенное улучшение состояния окружающей сре-ды возможно только при целенаправленном государственном финансировании экологических программ, а разработанный проект ФЦП «Экологическая безопасность России на 2012-2020 годы» так и не был утвержден.

Большинство развитых стран приступило к реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба. Мы пока только слышим о необходимости такой работы, а в США на ликвидацию прошлого экологического ущерба выделено порядка 1 млрд. долларов.

Сегодня мы должны постоянно помнить, что уровень угроз возникновения и повторения чрезвычайных ситуаций экологического характера, являющихся следствием игнорирования природных опасностей и рисков и приводящих к колоссальному загрязнению окружающей среды, чрезвычайно высок.

Особую опасность представляют места захоронения животных, павших от сибирской язвы, которые расположены в местах потенциального затопления, а в нашем случае, уже на затопленных территориях бассейна реки Амур. Имеющиеся данные о сибиреязвенных захоронениях, находящихся в местах потенциального затопления, свидетельствуют о том, что многие из них не соответствуют санитарно-ветеринарным нормам, а зачатую нет организованных скотомогильников, либо данные о их точном местонахождении утрачены. Думается, что помимо восстановления разрушенного жилья, хозяйственных и промышленных объек-тов, утраченного плодородия сельскохозяйственных угодий, нам предстоит решать задачи предотвращения серьезных эпидемиологических проблем. Команда ЮНЕПКОМа подклю-чилась к этому вопросу и уже на этом Форуме наши специалисты дадут конкретные предложения.

В этом году ЮНЕПКОМ начал формировать команду по оценке и учету реальных рис-ков чрезвычайных ситуаций экологического характера, связанных с процессами деградации вечной мерзлоты. Для Дальнего Востока, где, например, 80% Амурской железной дороги находится в зоне вечной мерзлоты, эта проблема очень актуальна.

Мы не перестаем повторять на форумах всех уровней, что низкий уровень экологической культуры населения, и что самое важное, экологического воспитания и образования являются главной угрозой обеспечения экологической безопасности.

Нам не понятно, как можно было исключить из базовой школьной программы предметы «Природоведение» и «Основы экологических знаний», и мы будем делать всё необходимое для восстановления и развития базового экологического образования.

После бурных баталий на площадках РАН, Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, после подписания Указа Президента России В.В. Путина начался процесс реформы РАН, и мы очень надеемся, и будем принимать в этом самое активное участие, что в стране значительно поднимется, при должной государственной поддержке, уровень проведения фундаментальных и научно-прикладных исследований в области прогноза изменений климатических условий, воздействия этих изменений на окружающую природную среду и объекты экономики и социальную сферу; по анализу, оценке и учету природных опасностей и рисков, на которые ЮНЕПКОМ уделяет самое пристальное внимание.

На прошлом VI Форуме в своем докладе я говорил о необходимости научного прогно-зирования и своевременного предупреждения природных катастроф. Мы заявили о своей готовности подготовить и предоставить по заявке заинтересованных сторон карты природного риска федерального, регионального, территориального и объектового масштаба, которые, по мнению наших ученых, позволяют управлять природными рисками и минимизировать последствия катастроф.

Ни одна структура не побеспокоила нас по этому поводу, а Амур, который не согласует свои действия с властными и хозяйственными субъектами, вслед за Крымском, напомнил о том, насколько опасно игнорировать, не всегда благоприятную для людей, силу природы.

Хочу еще раз повторить сказанные мною в прошлом году слова о том, что междуна-родный опыт показывает, что затраты на прогнозирование и подготовку к природным бедствиям в среднем в 15 раз меньше предотвращенного ущерба, а ценность спасенных человеческих жизней просто бесценна.

В начале своего выступления я сказал о надежде на то, что мы, россияне, сделали серьезный шаг на пути к устойчивому развитию. И здесь необходимо напомнить аудитории о том, что такое устойчивое развитие, как это было сформулировано в решении Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Устойчивое развитие – это развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям. Он включает в себя три взаимосвязанных и подпирающих друг друга основы – экономическое развитие, социальное развитие и охрану окружающей среды. И эти три основы не могут быть эффективными, если они рассматриваются как конкурирующие программы.

Учитывая, что экологическая компонента является одним из основных звеньев устой-чивого развития, и говоря о необходимости тесной координации всех участников процесса рационального природопользования на всех уровнях, ЮНЕПКОМ, как организация, в программной деятельности которой устойчивое развитие занимает ключевую позицию, предлагает создать Дальневосточную ассоциацию содействия устойчивому развитию региона, которая может стать эффективной площадкой достижения баланса интересов всех ее членов.

И еще одна инициатива, о реализации которой ЮНЕПКОМ решил проинформировать участников Форума.

Осознавая, что эффективность экологической политики Российской Федерации зависит от достижения баланса интересов государства, бизнеса и гражданского общества, т.е. обеспечения баланса экономических, экологических и социальных интересов граждан России, и понимая, что достижение такого баланса невозможно без постоянного прямого диалога всех участников социально-экономико-экологических отношений, ЮНЕПКОМ выступил с предложением создать в своей структуре Межрегиональный координационный совет по экологии и рациональному природопользованию (МКСЭРП ЮНЕПКОМа), как площадку обеспечения такого диалога для учета позиций, интересов, экспертных заключений и претензий всех сторон, которых затрагивает реализация крупных проектов со значительным потенциальным воздействием на окружающую среду, а также учета обязательств России по международным конвенциям в области окружающей среды.

Организация такого совета как структурного подразделения ЮНЕПКОМа исходит из того, что в соответствии с Уставом ЮНЕПКОМа и с Соглашением с ЮНЕП – Некоммерческое партнерство «Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде» является организацией многосторонней поддержки и каналом связи и взаимодействия ЮНЕП, в рамках которой сотрудничают все подразделения системы ООН, с гражданским обществом, в том числе с научными и деловыми кругами Российской Федера-ции, а также, что представители ЮНЕПКОМа входят в состав общественных советов прак-тически всех федеральных министерств и ведомств, имеющих отношение к вопросам окру-жающей среды.

Поскольку в состав ЮНЕПКОМа входят РАН, РАМН, РАЕН, Союз журналистов Рос-сии, идет процесс вхождения ведущих государственных и федеральных университетов и отраслевых институтов, крупных промышленных компаний, региональных торгово-промышленных палат (первой из них стала Приморская ТПП), а также подписаны соглаше-ния о сотрудничестве с РСПП, готовятся соглашения о сотрудничестве с ведущими общественными предпринимательскими и природоохранными объединениями, имеется легитимная основа для привлечения в состав Совета практически всех участников экономико-экологических отношений.

Главной целью деятельности Совета ставится задача по координации усилий ведущих специалистов, связанных с:

  • изучением окружающей природной среды и протекающих в ней природных процессов, в т.ч. опасных природных явлений и рисков;
  • разработкой эффективных экологически безопасных технологий безотходного природопользования;
  • контролем за соблюдением конституционных прав граждан на достойную среду обитания;
  • вопросами экологической и технологической безопасности ведущих промышленных компаний, связанных с освоением, природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
  • вопросами территориального планирования;

представителей Российских офисов международных организаций, в т.ч. системы ООН, связанных с вопросами окружающей среды; представителей общественных объединений промышленников и предпринимателей; представителей общероссийских и региональных общественных экологических движений; а также представителей федеральных и региональных законодательных органов и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления – направленных на:

  • нахождение консенсусных решений проблемных вопросов, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов;
  • формированием предложений для органов власти и ведущих промышленных компаний при проектировании и реализации крупных природопользующих проектов, учитывающих интересы всех затрагиваемых этими проектами сторон и не наносящих ущерба интересам других природопользователей;
  • выдача рекомендаций по учету природных опасностей и рисков, позволяющих избегать техногенных экологических катастроф, возникающих вследствие их не учета и недооценки.

Данное предложение обсуждалось и получило принципиальную поддержку со стороны руководителей Российских офисов ЮНИДО, ПРООН, соответствующих комитетов РСПП и ТПП Российской Федерации.

Поскольку основными рабочими площадками мы предлагаем региональные отделения такого Совета, то начать мы решили с Дальневосточного межрегионального координационного совета ЮНЕПКОМа по экологии и рациональному природопользованию. Должен отметить, что здесь мы нашли понимание со стороны Администрации Приморского края, ДВО РАН, ДВФУ, МГУ и ДВНИГМИ, Приморской ТПП, Дальневосточного пароходства и других компаний, ускорим процесс создания этой структуры и приглашаем заинтересованные стороны войти в его состав.

Поскольку одной из основных своих задач мы считаем налаживание межведомственных природоохранных проектов и стыковку отдельных технологий и методов исследований, в результате которых появляются новые эффективные методы решений проблем окружающей среды, мы решили объединить уникальные возможности члена ЮНЕПКОМа – «Института Прикладной Экологии и Гигиены» в сотрудничестве с Институтом Географических Информационных Технологий (С-Пб) на решение задач по управлению пространственными (географическими) данными средствами геоинформационных систем.

Этой командой в 3D формате выполнен оперативный расчет зон затопления и определение подтопленных объектов, расположенных в границах г. Санкт-Петербурга, в том числе - критически важных объектов подсистемы антикризисного управления ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербург. Была разработана единая Платформа пространственных баз данных из разрозненных источников, а также подготовлена карта рисков и опасностей с возможностями ситуационного моделирования и прогнозирования развития сложившейся ситуации. Среди выполненных проектов также сценарий прорыва плотины Норильской ГЭС и прогнозируемые вследствие этого последствия.

ЮНЕПКОМ поставил задачу – используя технологии наших питерских специалистов, при поддержке органов исполнительной власти Дальневосточного региона, попытаться свести в один информационно-управляющий комплекс информацию субъектов федерации и муниципалитетов, институтов топографии и архитектуры, водных объектов и геологии, гидрометеослужбы и МЧС, служб Росприроднадзора и Санэпиднадзора, транспорта и связи, словом, всех организаций причастных в той или иной мере к вопросам безопасного функционирования хозяйственного комплекса и природных ресурсов – в целях построения в 3 D формате прогнозной модели развития событий в случае возникновения опасных природных явлений, разработки рекомендаций по снижению и предотвращению последствий этих явлений, выдачи рекомендаций органам территориального планирования и хозяйствующим субъектам всех форм собственности по учету природных опасностей и рисков.

Руководитель ИПЭиГ А.Ю. Ломтев участник Форума и на секции по водным проблемам подробно изложит суть проекта.

Еще один проект, в рамках которого ЮНЕПКОМ стыкует технологии для решения проблем, возникающих при природных катастрофах, - это системы автономного жизнеобес-печения, куда входит водоподготовка, водообеспечение и очистка сточных вод, разработан-ные членом ЮНЕПКОМа ООО «Экотех-Москва» и автономное электрообеспечение и теплоснабжение систем жизнеобеспечения на основе газогенераторных технологий утилизации горючих технологических и коммунальных отходов (разработки «НПО «Инноватех» и ООО «Техстройкомплект»). На базе таких газогенераторов могут создаваться автономные, независящие от централизованного энергообеспечения установки или станции для тепло- и электроснабжения любых регионов, имеющих сырье (древесные и сельскохозяйственные отходы, торф и т.п.) и лишенных электроснабжения. Себестоимость 1 квт – 0,9 руб. говорит сама за себя.

Руководитель ЗАО «НПО Инноватех» А.С. Градов (С-Пб), член ЮНЕПКОМа, также участник Форума и на секции по отходам представит данные технологии, а также технологии переработки отходов резинотехнических изделий, и прежде всего бывших в употреблении автомобильных покрышек, на столь востребованный рынком технический углерод.

Говоря об утилизации отходов мне хотелось бы отдельно остановиться на проблеме отходов переработки рыбных и нерыбных морских гидробионтов на пищевую продукцию.

По оценкам Продовольственной сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО), 25-30 миллионов тонн совокупного мирового вылова гидробионтов теряются в результате неправильного обращения с сырьем, и примерно столько же теряется в качестве отходов их промышленной переработки. Эти потери представляют собой очень большой сырьевой резерв, который не используется должным образом. В тоже время морские гидробионты являются уникальным возобновляемым сырьем для производства различных по химическому строению и биологической активности природных соединений.

Например, вылов самого массового вида промысловых беспозвоночных тихоокеанского и других видов кальмара только на Дальнем Востоке достигает 400 тыс. тонн в год. При этом 50% этого вылова составляют неиспользованные отходы, которые при переработке на новые виды биологически активных веществ повышают экономическую эффективность производства до 40 раз по сравнению с традиционным производством пищевой продукции из этого вида гидробионта.

Эти биологически активные вещества, обладающие противомикробным, противови-русным и противораковым действием, могут эффективно использоваться для профилактики и лечения различных заболеваний иммунной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, а также для коррекции липидного и углеводного обмена.

Повышение степени переработки сырья и получение дополнительной продукции, столь необходимой для поддержания здоровья населения страны – задача, требующая внимания.

Более подробно эту тему осветит ведущий эксперт ЮНЕПКОМа, д.б.н., Зав. Лабораторией морской биотехнологии ТИБОХ ДВО РАН Артюков А.А. на секции по отходам, а меня, как члена Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству волнует другой вопрос, который я часто задаю ответственным лицам и не получаю ответа.

Для начала дам некоторую хронологию событий, освещенных на страницах разных изданий и в Интернете.

В июле 2013 г. Камчатские рыбаки провели митинг, так сказать, в защиту прибрежного рыболовства, протестуя против полного запрета перегрузки уловов прибрежного рыболовства на транспортные суда для доставки на территорию прибрежных субъектов и предписания обязательной доставки добывшими их судами на территорию Камчатского края, т.е. на береговые перерабатывающие предприятия.

По сообщению РИА « Prima - Media », в 2012 г. Член Совета Федерации от Сахалинской области Александр Верховский и депутат Госдумы от Сахалина Георгий Карлов инициировали поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», предусматривающие разрешение прибрежникам морозить и перегружать уловы прямо в море, что упрощает процесс отправки рыбопродукции на экспорт. При этом указывается интересный факт, что сенатор А. Верховский владеет 100% акций ЗАО «Гидрострой», который является одним из крупнейших на Дальнем Востоке рыбопромышленных предприятий, имеющих в своем составе крупнотоннажный флот, способный перерабатывать уловы на борту.

Далее, Владивосток, 21 сентября 2013 г., РИА-Новости: «Морские пограничники КНДР обстреляли российскую шхуну «Алтай», которая с уловом краба шла из порта Зарубино, Приморский край, в Южную Корею».

Теперь вопрос. Как долго мы будем ждать ответственных решений, которые обяжут субъекты прибрежного рыболовства, и что очень важно, возьмут под жесткий контроль обя-зательную доставку (пусть это будут транспортные, а не добывающие суда) уловов при-брежного рыболовства на российские перерабатывающие предприятия и хладокомбинаты? При этом мы понимаем, что большинства береговых перерабатывающих предприятий уже нет и их нужно либо восстанавливать, либо заново строить. Но если мы хотим, чтобы пере-работанная ими продукция шла по разумным ценам напрямую на российский рынок и у нас появились тысячи новых рабочих мест – это необходимо делать.

И здесь я подошел к вопросу об отходах переработки.

Когда основная масса прибрежных уловов уходит на экспорт в необработанном виде, мы получаем произведенную из нашего сырья импортную продукцию по несуразным ценам и сомнительного качества, а то, что мы называем отходами переработки рыбных гидробио-нтов на пищевые цели достается им даром (или может я ошибаюсь?).

Возможно они идут на примитивные кормовые добавки для животноводства и птице-водства, а возможно – и на получение ценных биологически активных веществ, но мы этого уже не знаем.

Поэтому ЮНЕПКОМ всеми доступными мерами будет добиваться глубокой комплексной безотходной переработки отечественных морских биологических ресурсов на отечественных предприятиях.

Свое выступление я хотел бы завершить вернувшись к проблеме устойчивого развития. Все затронутые выше вопросы не решаются изолированно один от другого. Невозможно говорить о глобальном устойчивом развитии, если в каком-то самом незначительном случае сохраняется социально-экономическая и экологическая нестабильность, ибо она может стать причиной глобальных катастроф.

Все события экономического, социального и экологического характера – все это составные части мирового исторического процесса. И как написал в одной из своих статей член-корреспондент РАН, Вице-президент ЮНЕПКОМа В.И. Данилов-Данильян, «проблема в том и состоит, чтобы обеспечить приоритет цели выживания человечества перед любыми другими целями у каждого участника мирового исторического процесса».

Поэтому хочу пожелать всем участникам Форума, чтобы вопросы сохранения окружающей природной среды и рационального природопользования были главными приоритетами Вашей деятельности.

* * * * *

 

Недвижимость