News Feeds:

| Печать |

air03.11.2015 г.
Интервью Советника Президента Российской Федерации по климату А.И. Бедрицкого
 

Александр Иванович, каковы по Вашему мнению, наиболее важные достижения российской климатической политики в планетарном масштабе?

Российская Федерация была участницей разработки Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Киотского протокола. Более того, только ратификация в 2004 году Российской Федерацией Киотского протокола обеспечила вступление его в силу в феврале 2005 года.

С 1994 года, когда Российская Федерация ратифицировала РКИК ООН, климатическая проблематика стала неотъемлемой частью российской внешней и внутренней политики.

Российская Федерация в этот период активно работала над выполнением своих обязательств по РКИК и Киотскому протоколу (КП). За прошедшие 20 лет для обеспечения выполнения обязательств России был принят целый ряд нормативных актов, приняты и реализованы целевые федеральные и региональные программы, отраслевые стратегии развития, направленные в первую очередь на повышение энергоэффективности и снижение ресурсоемкости российской экономики. Реализация этих решений и программ и структурные изменения в российской экономике обеспечили сокращение антропогенных выбросов и соблюдение обязательств нашей страны по Киотскому протоколу. Особо хочу отметить утверждение Президентом Российской Федерации в 2009 году Климатической доктрины Российской Федерации.

Россия успешно выполнила обязательства в первый период КП (2008-2012гг): наши эмиссии снизились до уровня на 31% ниже показателей базового 1990 г., при устойчивом росте ВВП. Общее снижение эмиссий от энергетического сектора в России за последние двадцать лет достигло 5-летней эмиссии стран ЕС и превышает 3-летнюю эмиссию США.

По оценкам экспертов в 1998-2008 гг. Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости ВВП. Этот показатель снизился на 42% и снижался в среднем более чем на 5% в год.

Рост ВВП в период 1998-2010 гг. составил 86%, а выбросы парниковых газов - только на 12% (данные Центра по эффективному использованию энергии). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 г.

Подробно деятельность России по противодействию климатическим изменениям представлена в информационном сборнике «Об участии Российской Федерации в реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1994-2014 гг.)».

Какие выгоды принес России Киотский протокол и что вы можете сказать тем, кто критикует отчетность по проектам совместного осуществления в рамках Киотского протокола в России и Украине и их возможное влияние на достижение климатических целей ЕС?

Участие в реализации Киотского протокола способствовало целому ряду начинаний. Создана Национальная система оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, налажено проведение оценки выбросов парниковых газов по секторам экономики. В федеральные и региональные программы развития отраслей экономики стали включаться показатели, характеризующие снижение выбросов парниковых газов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году, обеспечение экологической эффективности экономики признавалось не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития, тесно связанной с повышением эффективности использования ресурсов.

В стране появились организации, осуществляющие оценку выбросов конкретных предприятий. Начали разрабатывать механизмы стимулирования сокращения выбросов парниковых газов. Созданы рабочие органы государственных органов и деловых кругов, которые разрабатывают предложения по реализации этих механизмов. А в начале следующего года, будут подведены итоги проведенного в 2015 году Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в регионах в области снижения выбросов парниковых газов «КЛИМАТ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – 2015».

Россия участвовала в реализации механизмов совместного осуществления в относительно небольших объемах с проектами по утилизации попутного нефтяного газа, улавливанию и сжиганию гидрофторуглерода-23 и гексафторида серы, повышению энергоэффективности, энергосбережению, использованию возобновляемых источников энергии и биотоплива. Всего для осуществления в рамках статьи 6 Киотского протокола в России утверждено 108 проектов общим углеродным потенциалом 311,5 млн. тонн СО2-экв.

Высказывания некоторых западных исследователей относительно того, что деятельность России по проектам совместного осуществления в рамках Киотского протокола могла сказаться на работе и привести к резкому падению цены на квоты в Европейской системе торговли выбросами (ЕСТВ) не имеет ничего общего с действительностью. Ведь. российские ПСО отбирались в рамках конкурсов, проходили проверку в органах РКИК ООН, соответствие принципам подтверждалось независимыми экспертами. При этом в Европейскую систему торговли попали российские единицы сокращения выбросов (ЕСВ) только по 108 проектам. А более 70% реализованных ЕСВ, в том числе 100% реализованных ЕСВ по четырем крупнейшим проектам, были приобретены одним иностранным приобретателем – швейцарской компанией Vitol, которая главным образом специализируется на торговле нефтью и другим углеводородным топливом. Кроме того, в ЕСТВ продавались квоты участников из ЕС, а также ЕСВ от более чем тысячи проектов «механизма чистого развития» в которых участвовали развивающиеся страны.

grafic

Что может сделать/делает Россия, чтобы минимизировать последствия климатических изменений в чувствительных экосистемах крайнего севера и Арктики?

Чувствительность и уязвимость Арктики подтверждается данными национальных и международных исследований, которые свидетельствуют, что потепление в Арктике происходит быстрее, чем на остальной части Земного шара. По данным Доклада Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации в 2014 году прошедший год в Арктике был очень теплым (третий с 1936 г.): среднегодовая температура на 2,2оС выше нормы. На конец года площадь ледового покрова Арктического бассейна оказалась на 4% меньше нормы.

Современная российская политика по Арктике – это комплексное социально-экономическое развитие зоны, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, развитие международного регионального сотрудничества. И решать эти задачи необходимо в контексте «устойчивого развития».

Устойчивое развитие российской Арктики и на море, и на суше для нас, означает в первую очередь минимизацию ущерба природной среде при промышленном освоении ресурсов Арктики. При реализации всех мероприятий по развитию Арктической зоны России повышенное внимание необходимо уделять вопросам адаптации экономики и населения к изменениям климата, сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Интенсивное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности, а изменения климата меняют состояние экосистем, биоразнообразие в местах традиционного промысла, распространяются с юга на север новые виды заболеваний и т.д. В результате - значительны социальные последствия климатических изменений в Арктике.

Россия последовательно работает в направлении минимизации ущерба природной среде Арктического региона. Реализуется Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утверждена Стратегия развития Арктической зоны России, которая предполагает решение масштабных задач, направленных не только на освоение природных ресурсов, но и на сохранение уникальных экосистем, а также развитие инфраструктуры арктических городов, транспортного сообщения, создание комфортных условий для работы и проживания граждан в суровых климатических условиях.

Учитывая уязвимость и важное значение Арктики для будущего нашей планеты, Российская Федерация также заинтересована в развитии международного сотрудничества по всем составляющим концепции устойчивого развития в Арктике – социальной, экономической и природоохранной. В настоящее время по инициативе России разрабатывается масштабный проект, получивший название «Международная полярная партнерская инициатива». Её идея основывается на необходимости развития и скоординированного продолжения долговременных наблюдений и исследований, начатых в период Международного полярного года 2007/2008. В 2014 году состоялось первое обсуждение вопросов создания скоординированной программы исследований России в полярных регионах, которая могла бы стать основой российского участия в Международной полярной инициативе.

Какова на Ваш взгляд роль российских НКО и гражданского общества в борьбе с климатическими изменениями?

Россия - страна, обладающая крупнейшим в мире минерально-сырьевым потенциалом, уникальными экосистемами, пятой частью лесов мира, значительными запасами пресной воды, богатым растительным и животным миром. На жителях нашей страны лежит особая ответственность перед нынешним и будущим поколениями за сохранение этих ресурсов.

В Российской Федерации на федеральном и региональном уровне принимаются решения, направленные на смягчение последствий изменений климата, снижение антропогенных выбросов, на адаптацию к климатическим изменениям. Необходимые меры предусматриваются в государственных программах развития отраслей экономики, в том числе в сфере транспорта и энергетики, а также в программах устойчивого развития сельских территорий.

Но залогом успешной реализации любых планов в этом направлении является поддержка и участие граждан – как в составе общественных экологических организаций, так и в индивидуальном порядке.

Важность и актуальность проблемы изменения климата граждане нашей страны осознают и разделяют. По данным социологического опроса 87,1% населения России считают, что климатические изменения представляют угрозу. В 2014 году эта цифра составляла 83,2%. Последствия происходящих изменений климата становятся очевидны не только для специалистов в области климата, но и для обычных граждан. Растет понимание того, что эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития страны, напрямую влияет на качество жизни и здоровье миллионов людей. 41,6% опрошенных заявили о готовности изменения привычного образа жизни в целях снижения антропогенного воздействия на климат. Но такое же количество респондентов еще не готовы менять свои привычки.

В Российской Федерации ведут деятельность достаточно большое количество НКО, ориентированных на вопросы изменения климата. Выпуская информационные материалы, в т.ч. для студентов, занимаясь просветительской деятельностью и популяризацией «зеленого» образа жизни, инициируя экологические проекты, они играют значительную положительную роль в климатической деятельности.

Данные опросов сигнализируют также о недостаточной информированности граждан о проводимых в Российской Федерации мероприятиях, направленных на борьбу с глобальным потеплением. Поэтому инициатива создания портала «Климат России» очень своевременна. Доступная информация о научных климатических данных, новейших чистых и энергоэффективных технологиях, передовом опыте российских компаний по сокращению выбросов парниковых газов позволит понять каждому человеку что может сделать он сам и все мы вместе для достижения общей цели – устойчивого развития нашей страны и всего мира.

 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH