News Feeds:

| Печать |
A/CONF.216/PC/5
Доклад Подготовительного комитета Конференции ООН по устойчивому развитию
Первая сессия (17–19 мая 2010 года)

Определения и толкования

53. Широкого консенсуса в вопросе о том, что означает выражение «зеленая экономика», пока нет. В Декларации, принятой в Нуса-Дуа, Совет управляющих ЮНЕП признал, что термин «зеленая экономика» нуждается в дальнейшем уточнении. Имеется, однако, единое понимание того, что «зеленая экономка» должна рассматриваться в контексте устойчивого развития и отвечать Рио-де-Жанейрским принципам. Нет необходимости переосмысливать понятие «устойчивое развитие», и «зеленая экономика» не подменяет его. Согласно одному из определений, «зеленую экономику» можно понимать как средство достижения целей устойчивого развития, которые в общем и целом не были еще нигде реализованы. Согласно другому определению, «зеленая экономика» рассматривается как путь, ведущий к устойчивому развитию, или как различные такие пути, поскольку многие делегации подчеркнули, что нет единого для всех рецепта, но есть множество возможных путей, ведущих к «зеленой экономике» или «зеленому росту», в зависимости от национальных условий.

54. Несколько делегаций отметили, что «зеленая экономика», содействуя более эффективному использованию энергии и природных ресурсов и применению новых технологий получения экологически чистой энергии и более экологически чистого производства, может создать новые возможности для экономического роста. Необходимо будет создать подходящие основы национальной политики для ускорения перехода к «зеленой экономике», содействия внедрению экологически устойчивых структур производства и потребления и приведения уровня экономической деятельности в соответствие с предельно допустимым потенциалом экосистем.

55. Для того чтобы концепция «зеленой экономики» имела актуальное значение и могла быть приспособлена к потребностям стран, находящихся на разных уровнях развития и имеющих разный национальный потенциал и приоритеты, она должна быть достаточно широкой и гибкой. Как заявила одна из делегаций, смысл «зеленой экономики» состоит в выборе более дальновидных решений независимо от экономической системы страны. Система «зеленой экономики» не должна быть смирительной рубашкой, она должна служить ориентиром и подспорьем в осуществлении национальных инициатив и политики. На национальном и низовом уровнях уже проводится в жизнь множество стратегий и мер, и эти усилия можно считать направленными на формирование «зеленой экономики». Местные органы власти сослались в качестве примера на широкий круг новаторских стратегий и мер в области «зеленой экономики», например эко-бюджетирование, которые внедряются на муниципальном уровне. Переход на систему «зеленой экономики» может помочь правительствам применять более целостный подход к проведению в жизнь экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития. Если система «зеленой экономики» будет выполнять эту функцию, то она может оказаться полезной для правительств.

56. Ряд делегаций высказал оговорки в отношении одного конкретного толкования концепции «зеленой экономики», согласно которому она приравнивается к «маркетизации» природы и природных ресурсов. Была выражена мысль о том, что нерегулируемые рынки являются одним из прямых факторов деградации экологии, и поэтому их способность содействовать решению проблемы вызывает сомнение.

57. Была предложена альтернативная точка зрения, согласно которой оценка экосистем и их ресурсов в денежном выражении рассматривается не как путь, ведущий к их дальнейшей эксплуатации, а скорее как метод осознания людьми всей полноты издержек, связанных с уничтожением природы, и всей полноты выгод, связанных с охраной базы природных ресурсов для нынешних и будущих поколений.

58. Если одни делегации использовали выражение «зеленый рост», то другие говорили о «зеленой экономике», и в целом между этими двумя терминами не было сделано никакого четкого различия.

«Зеленая экономика», искоренение нищеты и социальное развитие

59. Были высказаны опасения насчет социального содержания концепции «зеленой экономики», которая, по мнению некоторых делегаций, призвана обеспечить смычку между экономикой и экологией, прямо не учитывая при этом социальный компонент устойчивого развития.

60. Несколько делегаций говорили о том, как переход к «зеленой экономике» может создать возможности для достойного труда, и подчеркивали важность образования и развития навыков рабочей силы как необходимого условия реализации этого потенциала. Была выражена мысль о том, что «зеленый рост» является в целом более трудоемким, чем «коричневый рост» и поэтому должен вести к чистому увеличению числа рабочих мест. Другие ссылались на работу, проделанную Международной организацией труда и ЮНЕП в области «зеленных рабочих мест», которая свидетельствует о том, что проведение в жизнь стратегий и мер в области «зеленой экономики» создает возможности для занятости. Один из выступавших перечислил в качестве примера целый ряд рабочих мест, созданных в различных «зеленых» секторах экономики в разных странах. Однако сохраняются опасения по поводу возможной потери рабочих мест в некоторых секторах экономики в процессе перехода к «зеленой экономике», и было особо указано на необходимость покрытия издержек, связанных со структурной перестройкой, применительно к трудящимся и другим лицам, в том числе путем вложения средств в организацию переподготовки и обеспечение социальной защиты.

61. Ряд делегаций подчеркнули, что, коль скоро «зеленой экономикой» предполагается обеспечение устойчивого развития и использование базы природных ресурсов, она является необходимым условием достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в частности цели ликвидации нищеты, поскольку средства к существованию малоимущих слоев населения во многом зависят от этой базы природных ресурсов. Некоторые делегации подчеркнули, что в их национальном контексте «зеленая экономика» должна удовлетворять потребность в создании средств к существованию, в том числе для малоимущего населения сельских районов. Некоторые делегации особо выделили роль малых и средних предприятий, в частности в создании рабочих мер и внедрении новшеств.

62. Малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны указали, что они возлагают особые надежды на то, что «зеленая экономика» поможет им решить волнующие их вопросы, связанные с искоренением нищеты, снижением уровня уязвимости и повышением уровня устойчивости к внешним воздействиям. Некоторые делегации подчеркнули, что «зеленая экономика» — это единственный путь вперед в решении таких проблем, как изменение климата и его последствия.

Международный контекст, способствующий переходу к «зеленой экономике»

63. Необходимым фактором, содействующим переходу к «зеленой экономике», является наличие вспомогательной международной политики и вспомогательных институциональных условий. Было подчеркнуто, что международная торговля является необходимым фактором обеспечения устойчивого развития. Международная поддержка в деле перехода к «зеленой экономике» не должна связываться условиями, параметрами или стандартами, которые могли бы создать необоснованные или односторонние ограничения в области торговли, финансирования, ОПР или других видов оказания международной помощи. Многосторонняя торговая система должна служить средством поощрения более свободной торговли экологически безопасными технологиями и продуктами, расширения доступа развивающихся стран на рынки и стимулирования передачи технологии из развитых стран в развивающиеся. Было указано, что для поддержки перехода к «зеленой экономике» можно использовать принципиально новые механизмы финансирования, в том числе создать глобальный целевой фонд для «зеленой экономики».

64. Международные инициативы в области «зеленой экономики» не должны ограничивать суверенных прав стран в отношении их природных ресурсов, как они изложены в принципе 2 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, и следует избегать «зеленого протекционизма».

65. Все делегации подчеркнули, что необходимо вновь подтвердить важность устойчивого развития и Рио-де-Жанейрские принципы, а также другие итоговые решения по вопросам устойчивого развития, принятые после Рио-де-Жанейрской конференции.

66. Делегации и основные группы выступили с целым рядом предложений о том, какие договоренности могут быть достигнуты на Конференции в отношении «зеленой экономики».

67. На Конференции следует избегать теоретизирования на тему «зеленой экономики». Прозвучало несколько призывов к конкретным действиям, стратегиям и мерами в поддержку реализации Рио-де-Жанейрской и Йоханнесбургской программ и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Некоторые делегации указали, что критерием для оценки предлагаемых стратегий в области «зеленой экономики» должен быть их вклад в достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

68. Некоторые делегации высказали мысль о том, что на Конференции необходимо достичь следующих целей: одобрить свод принципов, которыми следует руководствоваться в процессе перехода к «зеленой экономике», составить план осуществления такого перехода и подготовить тщательно проработанное пособие, которое страны, находящиеся на разных уровнях развития и имеющие разные национальные условия, могли бы использовать в качестве руководства для продвижения по пути «зеленой экономики» и «зеленого роста». Многие делегации подчеркнули важность обмена практическим опытом и вынесенными уроками в вопросах строительства «зеленой экономики».

69. Другие делегации отметили, что на Конференции нельзя ограничиваться простым согласованием принципов и следует сосредоточить внимание на вопросах их практического осуществления и что поэтому необходимо рассмотреть средства их практического осуществления, в том числе торговлю, передачу технологии, укрепление потенциала и финансовые ресурсы.

70. Некоторые делегации обратились с призывом к тому, чтобы на Конференции был достигнут консенсус по вопросу о «новом глобальном зеленом курсе» с четким указанием объема капиталовложений, как государственных, так и частных, которые необходимы развивающимся странам для осуществления перехода к «зеленой экономике», и видов политики, необходимой для поддержки и стимулирования таких капиталовложений, которые будут выбираться развивающимися странами по их усмотрению. В связи с этим было предложено одобрить «комплекс зеленых мер стимулирования» для развивающихся стран.

71. Несколько стран указали на связь между «зеленой экономикой» и экологически устойчивыми структурами производства и потребления. Некоторые делегации указали, что на Конференции можно подумать о принятии 10-летнего комплекса программ по обеспечению экологически устойчивых структур производства и потребления, согласование которого ожидается на девятнадцатой сессии Комиссии по устойчивому развитию.

72. Несколько делегаций просили Департамент по экономическим и социальным вопросам, ЮНЕП и другие соответствующие организации в сотрудничестве друг с другом подготовить исследование для представления на второй сессии, в котором рассматривались бы как выгоды, так и проблемы и риски, связанные с переходом к «зеленой экономике». Была высказана мысль о том, что такое исследование могло бы быть проведено при содействии со стороны группы ученых из развитых и развивающихся стран. В исследовании необходимо рассмотреть, в частности, следующие вопросы:

a) последствия продвижения по пути перехода к «зеленой экономике» для макроэкономической политики;

b) потенциальная потеря конкурентоспособности отдельными отраслями, которые являются источником сравнительных преимуществ для некоторых стран;

c) опасность «зеленого протекционизма» в связи с узакониванием определенных видов «зеленых» субсидий, что может вызвать перекосы в торговле;

d) потенциальный вклад «зеленой экономики» в ликвидацию нищеты посредством создания экологически устойчивых источников средств к существованию.

Некоторые делегации высказали мысль о том, что эта работа могла бы включать сбор информации об имеющемся опыте и передовой практике в том, что касается политики и мер в области «зеленой экономики», применяемых в разных странах. Было подчеркнуто также, что в ходе этой и другой работы секретариату следует опираться на значительный объем работы, уже проделанной в рамках системы Организации Объединенных Наций, и следует избегать ее дублирования.

73. Некоторые делегации просили секретариат подготовить документацию для второй сессии Подготовительного комитета, в которой проливался бы дополнительный свет на имеющийся спектр вариантов политики и их сочетаний, которые могли бы использоваться странами, встающими на путь перехода к «зеленой экономике», по следующих семи областям, перечисленным в докладе Генерального секретаря:

a) интернализация внешних факторов в ценовом выражении для получения реальной картины экологических и социальных издержек;

b) проведение экологически ответственной государственной закупочной политики;

c) реформирование систем «экологического» налогообложения;

d) осуществление государственных капиталовложений в устойчивую инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии и переоснащение имеющихся объектов инфраструктуры и зданий в целях повышения энергоэффективности) и природный капитал в целях восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;

e) государственная поддержка «зеленого рационализаторства» и исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

f) осуществление стратегического инвестирования и политики развития с целью заложить фундамент для охватывающего все слои общества и устойчивого с экологической точки зрения экономического роста;

g) реализация социальных стратегий, призванных обеспечить увязку между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми стратегиями в области «зеленой экономики».

74. Делегации призвали систему Организации Объединенных Наций укрепить штат секретариата Конференции сотрудниками, прикомандированными из организаций системы Организации Объединенных Наций (ЮНЕП и других), а также обратились к секретариату с настоятельным призывом работать во взаимодействии с международными финансовыми и торговыми учреждениями над подготовкой к Конференции.

75. Одна из делегаций объявила о создании Всемирного института по вопросам «зеленого роста», который будет заниматься разработкой моделей «зеленного роста» для конкретных стран, и указала, что Институт возлагает большие надежды на сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций в области аналитической работы, связанной с оценкой стратегий в области «зеленного роста»/«зеленой экономики», в частности в развивающихся странах.

Новости "Зеленой экономики"  

 

 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH