| Печать | |
Приоритетные области ЮНЕП: Подпрограмма 1
|
UNEP PRIORITY AREAS |
Укрепление способности стран, особенно развивающихся, планировать меры реагирования на изменение климата в рамках процессов национального развития.
Стратегия
Ответственность за осуществление этой подпрограммы несет Отдел технологии, промышленности и экономики. С учетом междисциплинарного характера подпрограммы Отдел будет осуществлять координирующую роль, обеспечивая выполнение программы работы в тесном сотрудничестве с другими отделами ЮНЕП. Стратегия, дополняющая собой процессы и деятельность других учреждений, включая секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола к ней, будет предусматривать:
a) содействие странам, особенно развивающимся, в переходе на низкоуглеродные технологии посредством налаживания партнерства и привлечения частного сектора к деятельности по повышению энергоэффективности; ускоренного формирования рынков технологий, рассчитанных на возобновляемые источники энергии, содействия финансированию экологически чистых энергетических технологий и поощрения равноправного доступа к более экологически чистым источникам энергии. Кроме того, ЮНЕП окажет учреждениям Организации Объединенных Наций содействие в том, чтобы сделать систему Организации Объединенных Наций климатически нейтральной;
b) помощь странам, особенно развивающимся, в снижении их уязвимости и повышении их устойчивости к последствиям изменения климата путем создания и укрепления национального институционального потенциала в области оценки уязвимости и планирования адаптационных мероприятий, а также поддержки национальных усилий, направленных на включение мер по адаптации к изменению климата в практику управления экосистемами;
c) содействие лучшему пониманию результатов научных исследований в области изменения климата и их использованию для выработки обоснованной политики посредством распространения результатов оценок, подготовленных Межправительственной группой по изменению климата, а также специальных докладов и иной научной информации, рассчитанной на конкретные группы; содействие осознанию факта увеличения выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов; оказания научной, правовой и институциональной поддержки учреждениям и должностным лицам из развивающихся стран, участвующим в переговорах по вопросам изменения климата;
d) повышение общего уровня понимания проблемы изменения климата путем разъяснения основных аспектов этой проблемы ясным и понятным для различных категорий неспециалистов языком, в том числе и с целью повлиять на их потребительский выбор.
Внешние факторы
Имеется в виду, что предпосылкой реализации цели и ожидаемых достижений данной подпрограммы является наличие у правительств твердой приверженности принятию на национальном, региональном и глобальном уровнях мер в связи с изменением климата, а также решимость частного сектора, академических и научных кругов добиваться в партнерстве с ЮНЕП и другими заинтересованными сторонами снижения уровней потребления углерода в масштабах всего общества.
Сравнительные преимущества ЮНЕП
Вопросам изменения климата уделяется сейчас самое первоочередное внимание как на международном, так и на национальном уровне. В Организации Объединенных Наций разработана общесистемная стратегия руководства работой всех структур организации в области изменения климата и улучшения координации этой работы; за ее осуществлением следит Совет руководителей, возглавляемый Генеральным секретарем. Деятельность ЮНЕП в связи с изменением климата полностью соответствует общесистемным директивам и стратегии Организации Объединенных Наций и призвана дополнять собой работу других учреждений Организации Объединенных Наций, которым принадлежит ведущая роль на конкретных участках.
В общесистемной стратегии Организации Объединенных Наций определены четыре области сосредоточения усилий и четыре межсекторальных области, в которых учреждениям Организации Объединенных Наций, имеющим существенные задачи и программы в области изменения климата, предложено взять на себя организаторские функции. В соответствии с этой стратегией ЮНЕП было поручено играть совместно с ПРООН организаторскую роль в создании потенциалов; совместно с продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО) и ПРООН – в сокращении выбросов, являющихся следствием обезлесевания и деградации земель; с Группой Организации Объединенных Наций по вопросам коммуникации – в повышении общественной осведомленности, а также в придании деятельности Организации Объединенных Наций климатически нейтрального характера. В стратегии вновь подтверждается роль ЮНЕП и ясно указывается, что ЮНЕП должна расширить масштаб своей работы по проблемам климата на тех направлениях, где она способна внести дополнительный вклад в сокращение выбросов парниковых газов и подготовку к неблагоприятным последствиям изменения климата, опираясь на специфические знания и опыт, накопленные ею за три десятилетия.
ЮНЕП обладает широким пониманием проблем окружающей среды, экспертными знаниями в том, что касается взаимосвязей между изменением климата и другими проблемами экологии и развития, а также мандатом, позволяющим ей заниматься как разработкой нормативно-правовой базы, так и проведением практических мероприятий в развивающихся странах, руководствуясь научным подходом, надежной основой для которого служит сеть научных учреждений мирового класса и центров сотрудничества ЮНЕП. В такой, например, области, как планирование адаптационных мероприятий, мобилизация необходимых знаний является жизненно важной предпосылкой успешного объединения задач по адаптации с задачами развития. ЮНЕП способна обеспечить такую мобилизацию благодаря своему сравнительному преимуществу в области проведения научных оценок, а также своей способности использовать имеющиеся знания для составления планов адаптации и задействовать свои связи с научным сообществом в интересах создания дополнительных возможностей для обеспечения жизнестойкости экосистем. Совместно с Всемирной метеорологической организацией ЮНЕП также выполняет функции секретариата Межправительственной группы по изменению климата (МГИК) и облегчает работу МГИК, поставляя мировой общественности основанную на проверенных научных данных информацию о тенденциях в области изменения климата и его последствиях, что способствует выработке на всех уровнях политики по вопросам изменения климата.
Взяв за основу существующие договоренности о взаимодействии с секретариатом Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, ЮНЕП продолжит оказывать поддержку работе этого секретариата в части поддержания стратегических контактов, содействия развивающимся странам на международных переговорах, передачи технологии и создания потенциала. В сфере финансирования ЮНЕП будет и впредь уделять главное внимание помощи в преодолении барьеров, ограничивающих доступ на рынки, оказывая содействие в разработке новых видов продукции, коммерческих стратегий и инвестиционных подходов. ЮНЕП не занимается прямым финансированием проектов или предприятий, но способствует деятельности, создающей условия для расширенного финансирования экологически устойчивой энергетики. Таким образом, усилия ЮНЕП дополняют собой обширную деятельность в инвестиционной сфере, осуществляемую такими учреждениями по финансированию развития, как Всемирный банк. Сравнительные преимущества ЮНЕП отчасти являются следствием той работы, которую она ведет через Центр сотрудничества ЮНЕП, Базельское агентство по устойчивой энергетике, центр ЮНЕП "Ризое" и Финансовую инициативу ЮНЕП.
Основные задачи в контексте Балийского стратегического плана и удовлетворение потребностей стран
Сознавая, что страны несут общую, но дифференцированную ответственность за решение вопросов, связанных с изменением климата, в 2010‑2011 годах ЮНЕП, тем не менее, сосредоточит свои усилия в данной области на конкретных регионах и категориях стран, экосистем и секторов, стремясь повысить отдачу от своей деятельности в этот двухгодичный период. Это не означает, что работа ЮНЕП будет вестись исключительно в странах определенных категорий; однако в течение данного двухгодичного периода ЮНЕП будет работать прежде всего в этих странах, с тем чтобы к концу периода иметь возможность продемонстрировать ощутимые результаты. В различных странах ЮНЕП сфокусирует свое внимание на разных ожидаемых достижениях, а именно:
a) усилия ЮНЕП в области адаптации и экосистем (ожидаемое достижение А, результаты 1 и 2) будет предприниматься прежде всего в тех странах и регионах, которые наиболее уязвимы к изменению климата (Африка, малые островные развивающиеся государства и районы, где расположены устья крупнейших рек), и будут сосредоточены на экосистемах, характеризующихся такой уязвимостью (низколежащие прибрежные районы и районы неорошаемого земледелия в низинах). Кроме того, ЮНЕП также будет заниматься проблемами в двух высокоуязвимых экосистем (горы и тропические леса) в двух регионах (Азия и Латинская Америка). Деятельность по планированию адаптационных мероприятий и созданию необходимого потенциала (ожидаемое достижение А, результаты 3 и 6) также будет сосредоточена главным образом в Африке, малых островных развивающихся государствах и устьях крупнейших рек, но будет включать и взаимодействие с партнерами в других странах, особенно уязвимых для последствий изменения климата. Проведение соответствующих мероприятий будет обеспечено на основе сотрудничества с партнерами и мобилизации их потенциала, в том числе через региональные адаптационные сети, причем в процессе планирования и создания потенциалов для адаптации будут учитываться соображения гендерного характера и показатели, чувствительные к гендерным аспектам;
b) основной сферой приложения усилий ЮНЕП по обеспечению финансирования и развитию технологий для смягчения последствий изменения климата (ожидаемые достижения В и С) будут страны со средним уровнем доходов, страны с развивающейся рыночной экономикой и страны – активные потребители углеродного сырья, где можно достичь наилучших показателей повышения эффективности с наименьшими затратами. При этом ЮНЕП также будет оказывать наименее развитым странам помощь в привлечении финансирования на нужды освоения технологий. В области передачи технологий ЮНЕП будет уделять особое внимание возобновляемым источникам энергии и конкретным техническим решениям, способным повысить эффективность энергопотребляющего оборудования (например, осветительных приборов, холодильных установок) и энергоэффективность целевых отраслей (строительство, транспорт) и будет основывать свою деятельность на существующих программах и проектах по освоению возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности, включая успешную работу, ведущуюся совместно с ПРООН, секретариатом Рамочной конвенции об изменении климата, международными финансовыми учреждениями и другими учреждениями Организации Объединенных Наций. Эта деятельность будет вестись в форме оказания трех видов помощи: во‑первых, аналитической поддержки, включая оценку потенциалов использования возобновляемых источников энергии и экономические исследования по ключевым направлениям энергетической политики и политики в области изменения климата; во‑вторых поддержки в директивной сфере, прежде всего в виде консультаций правительствам по вопросам энергоэффективности и выработки политики освоения возобновляемых источников энергии; в‑третьих, оперативных мер, облегчающих правительствам осуществление программ по освоению возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов. Деятельность ЮНЕП связанная с финансированием, будет направлена главным образом на создание потенциала для оценки того, какие инвестиции требуются для освоения более эффективных технологий;
c) главным направлением работы ЮНЕП, связанным с Механизмом чистого развития и рынком углеродных квот (ожидаемое достижение С, результат 2) будут развивающиеся страны, особенно страны Африки, где проектов по линии Механизма чистого развития насчитывается пока немного. Результаты на этом направлении будут достигаться путем сотрудничества с партнерами в промышленности и финансовых учреждениях, а также мобилизации потенциала других государственных и негосударственных партнеров. ЮНЕП играет ведущую роль на данном направлении и осуществляет важные программы повышения потенциала в тесном сотрудничестве с Всемирным банком и ПРООН;
d) деятельность ЮНЕП в области землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства, а также сокращения выбросов, связанных с обезлесением и деградацией земель (ожидаемое достижение D) будет осуществляться по просьбам развивающихся стран, особенно стран с обширными тропическими лесами, интересам которых в наибольшей степени отвечает сокращение выбросов путем борьбы с обезлесением и деградацией (СВОД). Работа по СВОД будет вестись на основе консультаций с партнерами, включая Рамочную конвенцию об изменении климата и Всемирный банк, в целях скоординированного подхода к соответствующим странам. Деятельность в области землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства, а также сокращения выбросов путем борьбы с обезлесением и деградацией будет основываться на существующих программах и проектах регионального и странового уровня, и прежде всего проектах, входящих в портфель ФГОС. При этом последствия изменений в землепользовании, обезлесения и деградации будут рассматриваться также и с гендерной точки зрения;
e) деятельность ЮНЕП по распространению информации и проведению научных исследований (ожидаемое достижение Е) будет представлять собой сочетание усилий на глобальном, региональном и национальном уровнях, прежде всего в развивающихся странах, которые будут определены в ходе рассматриваемого двухгодичного периода.
Партнерство
В процессе составления программы работы ЮНЕП консультировалась с несколькими органами Организации Объединенных Наций, включая секретариат Рамочной конвенции об изменении климата, стремясь обеспечить, чтобы ее деятельность дополняла деятельность этих органов. К основным областям сотрудничества, договоренность о которых была достигнута с секретариатом Рамочной конвенции об изменении климата, относятся роль ЮНЕП в области коммуникаций, использование аналитического потенциала ЮНЕП для поддержки международных переговоров (не предвосхищающее исход переговоров по климатическим проблемам), а также создание потенциала и целевой анализ – например, анализ деятельности публичных финансовых учреждений. ЮНЕП и секретариат Рамочной конвенция об изменении климата также тесно взаимодействуют в целях поддержки основных направлений работы по линии этой конвенции, и прежде всего деятельности группы экспертов Конвенции по вопросам передачи технологии, усилий в области финансирования связанных с климатом инвестиций и СВОД.
ПРООН и ЮНЕП проанализировали стратегии друг друга, касающиеся изменения климата, в целях обеспечения их взаимодополняющего характера. Хотя искомые результаты этих стратегий в ряде случаев близки друг к другу (например, в том, что касается адаптации, финансирования и интеграции), на уровне отдельных стран ЮНЕП будет опробовать новаторские экспериментальные подходы, разрабатывать руководящие принципы и схемы, а ПРООН займется широким распространением тех методов, которых докажут свою полезность с точки зрения рационального природопользования. Работа в таких областях, как обеспечение повсеместного учета соображений адаптации, будет вестись с использованием таких механизмов, как Инициатива ЮНЕП–ПРООН по борьбе с нищетой и охране окружающей среды – в целях обеспечения скоординированного подхода к соответствующим странам в соответствии с Найробийской рамочной программой содействия участию развивающихся стран в Механизме чистого развития.
ЮНЕП и Всемирный банк провели консультации по поводу своей деятельности в области изменения климата, конкретным результатом которых является решение об активизации участия ЮНЕП в фондах Всемирного банка для инвестиций, связанных с проблемой климата. ЮНЕП работает над заключением с Всемирным банком конкретных соглашений о совместной или взаимодополняющей работе по таким направлениям, как СВОД и транспорт. В частности, деятельность ЮНЕП в сфере финансирования будет носить полностью взаимодополняющий характер по отношению к деятельности Всемирного банка, который занимается финансированием крупномасштабных капиталовложений, тогда как ЮНЕП ограничивается повышением потенциала национальных инвесторов, коммерческих банков и других учреждений.
С секретариатом МГИК ЮНЕП будет взаимодействовать двумя способами. Во‑первых, она будет оказывать МГИК поддержку в связи с процессами глобальной оценки: ЮНЕП будет выделять экспертов для содействия проведению таких оценок и помогать доводить их результаты до широкой аудитории. Во‑вторых, она будет вносить свой вклад в практическое проведение оценок, оказывая странам помощь в применении методик, сценариев и инструментов МГИК при подготовке их собственных национальных и региональных оценок. Затем эти оценки смогут использоваться странами для выработки стратегии сосредоточения усилий на преодолении уязвимости национальной экономики к последствиям изменения климата и для широкого развития контактов с целью получения недостающих знаний для правильного понимания результатов проводимых МГИК оценок.
Для обеспечения отдельных ожидаемых достижений во взаимодействии с национальными учреждениями по вопросам развития и окружающей среды ЮНЕП намеревается также объединить свои усилия со следующими партнерами. Применительно к ожидаемому достижению (a) в число дополнительных партнеров будут входить Всемирная метеорологическая организация, ФАО, Международная стратегия уменьшения опасности бедствий, Европейский союз, Африканский союз, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, МСОП, ВФП, Международный комитет Красного Креста, Стокгольмский институт окружающей среды, центр ЮНЕП "Ризое" по проблемам энергетики, климата и устойчивого развития, Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии США, Международный центр по комплексному освоению горных районов, Международная сеть долгосрочных исследований экосистем, Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, и поддерживаемая Всемирным банком Консультативная группа по исследованиям в области сельского хозяйства. Применительно к ожидаемому достижению (b) в число партнеров ЮНЕП войдут Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Организация Объединенных Наций, Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам и другие учреждения Организации Объединенных Наций, занимающиеся осуществлением провозглашенной Генеральным секретарем политики климатической нейтральности. Партнерские отношения, в частности с Международным агентством по атомной энергии и Исследовательским институтом энергетики, будут опираться на деятельность ЮНЕП по изучению технических проблем и исследованию вопросов экономики/стратегии, а также по оказанию помощи странам. ЮНЕП также будет стремиться к партнерскому взаимодействию с частным сектором на тех участках, где существует заинтересованность в сокращении выбросов парниковых газов. Применительно к ожидаемому достижению (c) в число партнеров ЮНЕП будут входить государственные и частные финансовые институты, включая многосторонние банки развития и международные финансовые учреждения (например, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и Всемирный банк), занимающиеся финансированием проектов в области энергетики и развития.
Работа в области СВОД будет вестись в рамках программы сотрудничества ЮНЕП‑ПРООН-ФАО по СВОД, осуществляемой в тесной координации с секретариатом Рамочной конвенции об изменении климата и механизмом Всемирного банка по развитию углеродного партнерства в области лесного хозяйства, что будет обеспечивать скоординированный подход к соответствующим странам. Среди других партнеров будут Коалиция стран районов тропических лесов, страны с обширными тропическими лесами и такие заинтересованные в двустороннем сотрудничестве доноры, как Норвегия, Австралия и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В число технических партнеров и спонсоров войдут Международный научно-исследовательский центр лесоводства, исследовательский центр Вудс-Хол, Фонд Паккарда, Фонд Мура, секретариат МГИК и инициатива Фонда Клинтона по климату. Проекты в области землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) будут осуществляться с опорой на проекты ФГОС и партнерские связи, уже налаженные на региональном уровне и внутри отдельных стран. Наконец, круг научных партнеров ЮНЕП применительно к ожидаемому достижению (e) будет включать МГИК, Международный центр по комплексному освоению горных районов, Кембриджскую прородоохранную инициативу, Академию наук развивающихся стран, международные академии наук, международные научные институты, международные организации гражданского общества, Систему анализа, исследований и обучения по вопросам глобальных изменений климата, Национальный центр атмосферных исследований, Международный центр теоретической физики, Межамериканский институт по исследованию глобальных изменений и Азиатско‑тихоокеанскую сеть по исследованию глобальных изменений. Информационно‑пропагандистская работа с общественностью будет вестись совместно с такими партнерами, как "Earth Negotiations Bulletin", фонд "Телевидение в защиту окружающей среды", "Грин ТВ"; "ДевТВ"; "YouTube"; "Кэнон"; "Стил Пикчерз"; "Плэнет Грин"; Фонд принца Альберта, движение "Зеленый пояс"; Всемирный центр агролесоводства, частные компании ("Баер", "Луо Хонг", "Найкон", "Тотал", "Тойота", "Юнилевер"), Глобальный фонд за мир и окружающую среду и организации скаутов и гидов.
Учет гендерной проблематики
В рамках этой подпрограммы поставлена задача обеспечить повсеместный учет гендерных соображений и использование показателей, чувствительных к гендерным аспектам, в процессе планирования адаптационных мероприятий и создания соответствующего потенциала. Это потребует разработки методологии, аналитических подходов, инструментов и способов создания потенциала, учитывающих и позволяющих отслеживать гендерные параметры и рассчитанных на применение в ходе осуществления программ. Имеющихся данных на эту тему недостаточно; поэтому будут проведены исследования, призванные заострить внимание на соотношении гендерной и климатической динамики в целом ряде секторов, включая водоснабжение и санитарию, сельское хозяйство, энергетику, землепользование, изменения в землепользовании, обезлесение и деградацию земель, биоразнообразие и традиционные знания, лесное хозяйство и сокращение опасности бедствий, а также другие.
Документы ООН и ЮНЕП к Подпрограмме 1 ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
61/199 Международное сотрудничество в деле смягчения последствий явления Эль-Ниньо
62/86 Охрана глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества
62/196 Устойчивое горное развитие
62/197 Содействие расширению использования новых и возобновляемых источников энергии
Решения Совета управляющих ЮНЕП
22/3 Климат и атмосфера
I: Адаптация к изменению климата
II: Межправительственная группа по изменению климата
* * * * *
UNEP PRIORITY AREAS