| Печать | |
Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2014-2017 г. (UNEP/GC.27/9/Add/1)
Подпрограмма 1. Изменение климата (см. также) Цель
Укрепление способности стран осуществить переход к устойчивому развитию и благополучию человека методами, поддерживающими потенциал противодействия изменению климата и обеспечивающими низкий уровень выбросов. Стратегия Ответственность за координацию работы подпрограммы по изменению климата несет Отдел технологии, промышленности и экономики. Целью подпрограммы является оказание странам помощи в обеспечении "готовности" и в создании условий, позволяющих расширять связанные с климатом инвестиции, позволяющие осуществить переход к устойчивому развитию и благополучию человека методами, поддерживающими потенциал противодействия изменению климата и обеспечивающими низкий уровень выбросов, а именно: a) содействие разработке и применению исследований в области климатологии в целях формирования политики и предоставления информации для процесса переговоров по изменению климата;
b) оказание помощи в доступе к финансовым средствам, поддерживающим потенциал противодействия изменению климата, энергосберегающие технологии и технологии использования возобновляемых источников энергии;
c) содействие мероприятиям по распространению информации, повышению осведомленности об изменении климата и обучению в этой области;
d) поддержка осуществляемых в странах разработки и реализации стратегий, планов и действий в отношении климата в форме экспериментальных проектов, которые могут быть расширены благодаря участию партнерских организаций;
e) распространение полученного опыта через сетевые связи и просветительские мероприятия;
f) оказание поддержки непрерывному процессу в контексте Рамочной конвенции ООН об изменении климата и осуществлению странами обязательств, вытекающих из этого процесса.
При осуществлении программы ЮНЕП будет стремиться к достижению регионального баланса с учетом основных угроз, связанных с изменением климата, а также с учетом высказанных странами потребностей и просьб. ЮНЕП планирует принимать участи в работе Рамочной конвенции об изменении климата, а программа по изменению климата сформирована на основе обсуждений и решений, принятых Конференцией Сторон данной Конвенции. Методологической основой всей работы ЮНЕП в области изменения климата станут авторитетные научные исследования. Укрепление в странах потенциала реагирования на проблемы, связанные с изменением климата, является ключевым элементом поддержки, которую оказывает ЮНЕП посредством трех ожидаемых достижений. Просветительские мероприятия, обеспечивающие доступ различных аудиторий к четкой и понятной информации об изменении климата, об извлеченных уроках и о примерах успешно осуществленных проектах, будут способствовать более глубокому пониманию ими вопросов изменения климата. ЮНЕП будет вести работу в рамках партнерских соглашений с такими ключевыми субъектами, как секретариат Рамочной конвенции об изменении климата, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), ФГОС, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Межправительственная группа по климатическим изменениям, секретариаты соответствующих МПС, Программа развития ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирный банк, Международный союз охраны природы, Всемирная метеорологическая организация, Комитет по адаптации, Зеленый климатический фонд, частный сектор, межправительственные и неправительственные организации, исследовательские институты, национальные учреждения, а также координировать свою деятельность с соответствующими конвенциями (т.е. Конвенцией о биологическом разнообразии, Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), конвенциями о региональных морях) в целях расширения поддержки странам, по их просьбе, при переходе к устойчивому развитию и благополучию человека методами, поддерживающими потенциал противодействия изменению климата и обеспечивающими низкий уровень выбросов: a) ЮНЕП будет оказывать поддержку странам, направленную на снижение их уязвимости и повышение их устойчивости к воздействиям изменения климата путем наращивания национального организационного потенциала и путем оказания поддержки национальных усилий по обеспечению того, чтобы национальные планы и стратегии развития предусматривали применение в первую очередь экосистемного адаптационного подхода. С этой целью ЮНЕП будет проводить оценки уязвимости и последствий; осуществлять экономический анализ воздействия изменений климата и возможностей адаптации; разрабатывать научную и стратегическую информацию; выявлять наилучшие практические методы; оказывать поддержку при разработке планов и стратегий адаптации; содействовать доступу стран к финансовым ресурсам; а также расширять пропагандистскую деятельность для обеспечения более глубокого понимания этих вопросов. Будут прилагаться усилия, направленные на то, чтобы при применении экосистемного подхода учитывались аспекты биоразнообразия, в том числе Айчинский целевой показатель 10, в консультации с секретариатами МПС. В целях распространения успешных подходов через партнерские связи для усиления влияния будут использоваться демонстрации экспериментальных средств, ускоряющих обучение методам уменьшения уязвимости к изменению климата. ЮНЕП будет также оказывать странам поддержку при выполнении ими принятых в соответствии с Рамочной конвенцией об изменении климата обязательств по планированию и отчетности в области национальной адаптации к изменению климата. Научная работа будет дополнять работу, выполняемую Межправительственной группой по изменению климата, и ЮНЕП продолжит оказывать поддержку разрабатываемых Группой докладов по оценке и специальных докладов, а также ее информационно пропагандистской деятельности. Хотя основным направлением адаптационной программы ЮНЕП остается адаптация на основе экосистемного подхода, важно отметить, что наиболее эффективное применение основанной на экосистемном подходе адаптации во многих случаях является неотъемлемой частью более широкого спектра адаптационных стратегий. По этой причине ЮНЕП будет взаимодействовать с партнерами, работающими с целым спектром адаптационных подходов, в особенности с другими организациями, у которых имеется смежный опыт. ЮНЕП будет обеспечивать применение экологически обоснованных адаптационных подходов во всех аспектах своей программы; b) ЮНЕП будет оказывать содействие переходу к развитию с низким уровнем выбросов и "зеленой" экономике в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты путем оказания странам помощи по преодолению различных финансовых, организационных и нормативно-правовых барьеров, мешающих применению технологий использования возобновляемых источников энергии и принятию мер по энергосбережению, в таких отраслях как транспорт, строительство, производство и изготовление бытовой техники. С этой целью ЮНЕП будет наращивать технические навыки и знания о вариантах политики в секторе экологически чистой энергетики и оказывать странам помощь в разработке механизмов, стратегий, действий и процедур, снижающих расходы и риски для финансовых субъектов, вкладывающих инвестиции в новые методы уменьшения воздействия изменения климата. С этой целью будет осуществляться укрепление научной базы для принятия обоснованных решений, проведения оценок технологий и ресурсов; распространение знаний об альтернативных вариантах технологий и политики; поддержка разработки планов и политики по смягчению последствий; содействие доступу к финансовым ресурсам и работе с инновационными финансовыми механизмами; обеспечение готовности к эффективному использованию ресурсов; а также расширение информационно-пропагандистской деятельности для обеспечения доступа к соответствующей информации об изменении климата. ЮНЕП будет также оказывать странам содействие при выполнении ими принятых в соответствии с Рамочной конвенцией об изменении климата обязательств по планированию и отчетности в области уменьшения воздействия изменения климата; с) наконец, в целях содействия Канкунским соглашениям, представляющих собой комплексный пакет решений по сокращению выбросов парниковых газов и оказанию помощи развивающимся государствам-участникам в решении проблемы изменения климата, принятых тринадцатой сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции об изменении климата и шестой сессией Конференции сторон, действующей в качестве совещания сторон Киотского протокола, ЮНЕП будет работать совместно с ПРООН и ФАО в рамках Программы сотрудничества ООН по сокращению выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах (программа ООН СВОД), а также с другими партнерами. ЮНЕП также будет работать в координации с различными конвенциями, включая секретариаты конвенций по биоразнообразию (например, с Конвенцией о биологическом разнообразии, Конвенцией по сохранению мигрирующих видов диких животных, Рамсарской конвенцией), во всех трех основных лесных регионах мира в целях оказания поддержки в разработке национальных стратегий и финансовых подходов к вопросам сокращения выбросов в результате обезлесения и деградации лесов в развивающихся странах и роли сохранения лесов, устойчивого управления лесным хозяйством и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах (СВОД-плюс). Программа ООН-СВОД представляет собой совместное партнерство между ФАО, ПРООН и ЮНЕП, целью которого является оказание странам поддержки при осуществлении СВОД-плюс. Распределение работы между этими учреждениями осуществляется в соответствии с их сравнительными преимуществами, и в связи с этим ЮНЕП уделяет основное внимание работе, связанной со СВОД-плюс, экосистемными услугами, биоразнообразием и "зеленой" экономикой. Работа ЮНЕП в программе СВОД плюс направлена на сокращение выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов, путем обеспечения финансирования, которое может быть использовано сообществами для улучшения устойчивого регулирования лесов, укрепления роли охраны природы, перевода лесного хозяйства на альтернативные пути развития, а также для оказания поддержки сохранению биологического разнообразия и условий жизни. ЮНЕП, помимо прочего, будет оказывать поддержку в проведении политических диалогов высокого уровня, связанных с Рамочной конвенцией об изменении климата и Конвенцией о биологическом разнообразии, оказывать поддержку заинтересованным сторонам в достижении Айчинских целевых показателей по биоразнообразию, а также вовлекать частный сектор в обсуждение программы СВОД-плюс как средства смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, а также как средства достижения устойчивого развития и сохранения биоразнообразия. Ключевыми элементами этой стратегии станут укрепление научной основы для принятия решений и улучшение информационно пропагандистских мероприятий для целевых аудиторий. На национальном уровне ЮНЕП будет оказывать поддержку разработке национальных стратегий СВОД-плюс и осуществлению программ готовности, а также будет разрабатывать инструменты и руководства для определения и обеспечения экологических и социальных гарантий. Внешние факторы Ожидаемые достижения и мероприятия по этой подпрограмме отражают приоритетные темы переговоров по Рамочной конвенции об изменении климата в области обеспечения независимой научной информации по сокращению разрыва до "полосы шириной в два градуса, связанных с изменением климата технологий и финансовых ресурсов, адаптации и сокращения выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах (СВОД). Однако, в случае изменения приоритетов или при поступлении в ЮНЕП конкретных просьб об оказании поддержки, ЮНЕП пересмотрит предлагаемые направления деятельности. ЮНЕП внимательно следит за ходом переговоров по вопросам климата и будет продолжать периодически проводить координационные совещания с секретариатом Конвенции. ЮНЕП также внимательно следит за методологической работой Межправительственной группы экспертов по изменению климата и оказывает ей содействие. Результаты проведенных Группой оценок являются источником информации для определения приоритетов ЮНЕП в рамках ее программы по изменению климата. Отдел раннего предупреждения и оценки является основным отделом по взаимодействию с Группой и участвует во всех ее пленарных сессиях. Заместитель директора секретариата Группы является сотрудником ЮНЕП и отвечает за обеспечение тесной координации между двумя органами. Кроме того, сотрудники ЮНЕП периодически принимают участие в работе Группы в качестве авторов или рецензентов оценок или специальных докладов Группы, и ЮНЕП, в частности, представитель Директора-исполнителя, оказывают содействие в обеспечении информационных мероприятий, связанных с докладом. Все операции ЮНЕП осуществляются при координации работы с партнерами. Регулирование политических рисков, связанных с изменением приоритетов страны из-за перемен в правительстве, начинается с проведения в данной стране работы с различными сегментами общества, включая гражданское общество и частный сектор, с целью увеличения поддержки и продвижения деятельности ЮНЕП, что обеспечивает ее защищенность от таких перемен. К экономическим рискам относится переживаемый мировым сообществом глобальный экономический и финансовый кризис, который может повлиять на реализацию потенциала стран, а также на возможность привлечь финансирование для программы работ. Особое значение для принимаемых ЮНЕП мер по снижению риска имеют цены на нефти и углероды, а также меры по снижению технологических расходов; эти три фактора непосредственно влияют реализацию на политических и финансовые возможностей субъектов в правительствах и в частном секторе. В соответствии с этими тенденциями будут разработаны инновационные политические и финансовые инструменты, которые будут обладать большей гибкостью, позволяющей реагировать на изменения экономической конъюнктуры. Причинно-следственные связи Основной целью данной подпрограммы является укрепление способности стран осуществить переход к устойчивому развитию и благополучию человека методами, поддерживающими потенциал противодействия изменению климата и обеспечивающими низкий уровень выбросов. ЮНЕП будет работать по трем приоритетным направлениям. В целях оказания помощи странам в переходе на пути противодействия изменению климата ЮНЕП будет работать над предоставлением странам и населению средств, позволяющих справиться с имеющимися и ожидаемыми последствиями, снизить уязвимость и повысить их устойчивость к таким последствиям. Она примет подход, направленный на укрепление устойчивости экосистем и экосистемных услуг перед лицом последствий изменения климата. Различные услуги, предоставляемые ЮНЕП для достижения этой цели, являются взаимодополняющими и взаимоподдерживающими. Они основаны на опыте ЮНЕП в данной области и отражают увеличение спроса со стороны уязвимых стран на такие услуги, в том числе: a) ЮНЕП будет оказывать поддержку проведения оценок уязвимости и последствий с целью предоставления информации для процесса определения приоритетных областей проведения операций. Это поможет разработке и испытанию методов, инструментов и инструктивных материалов, необходимых для адаптации, основанной на экосистемном подходе, и поддерживающих подходов, которые также будут распространяться через сети обмена знаниями. Они послужат основой при разработке адаптационных стратегий составителями планов и принимающими решения лицами. Благодаря этой работе будет также создана база знаний для демонстрации экспериментальных проектов по адаптации, основанной на экосистемном подходе. ЮНЕП будет оказывать поддержку осуществлению направленных на повышение устойчивости демонстрационных экспериментальных проектов по адаптации, основанной на экосистемном подходе, и получит информацию о затратах на различные экосистемные адаптационные подходы и об их преимуществах, что поможет ускорить процесс обучения. Эти экспериментальные демонстрационные проекты будут основываться на конкретных оценках уязвимости и последствий, а извлеченные из демонстрационных проектов уроки также будут распространяться через сети обмена знаниями. В целях содействия распространению успешных демонстрационных проектов ЮНЕП будет работать в тесном сотрудничестве с партнерами. Результаты этих экспериментальных демонстрационных проектов станут одним из шагов, ведущих к осуществлению первого показателя ожидаемых достижений. b) Для обеспечения достижения второго показателя ЮНЕП будет предоставлять странам поддержку по встраиванию экосистемной адаптации и адаптационных подходов в их национальную секторальную политику, планы и стратегии и окажет им помощь в разработке нормативно-правовой базы. Информация для такого подхода по встраиванию также будет поступать по результатам поддерживаемых оценок и демонстрационных проектов. c) В целях содействия финансированию адаптационных потребностей уязвимых стран ЮНЕП продолжит оказывать странам поддержку в доступе к различным источникам финансирования адаптации и в укреплении их потенциала прямого доступа к финансовым ресурсам. В этом направлении она будет работать как с частным, так и с государственным сектором. d) ЮНЕП будет оказывать поддержку продолжающемуся переговорному процессу в контексте Рамочной конвенции об изменении климата, а также содействовать странам в выполнении взятых в рамках этой Конвенции обязательств по отчетности и планированию. Для оказания странам помощи в переходе на основанные на низком уровне выбросов пути устойчивого развития и благополучию человека ЮНЕП будет оказывать странам содействие в укреплении индивидуальных и институциональных возможностей по планированию развития с низким уровнем выбросов и по работе в секторах, вносящих значительный вклад в выбросы парниковых газов, в особенности в секторе энергетики и промышленности, транспортном секторе, секторе жилищного строительства, секторе по производству продовольствия и сельскохозяйственной продукции и секторе по производству бытовых приборов в целях снижения потребления и спроса на энергию и перехода на возобновляемые источники энергии. Это соответствует инициативе Генерального секретаря "Устойчивая энергетика для всех", в которой указаны три взаимодополняющие цели, которые должны быть достигнуты к 2030 году: всеобщий доступ к современной энергетике, удвоение доли возобновляемых энергоресурсов в мировом энергобалансе и удвоение глобального показателя повышения энергоэффективности. ЮНЕП будет обращаться к различным аспектам проблемы изменения климата, от науки до политики, технологии и финансов, уделяя особое внимание взаимодействию между этими элементами. a) ЮНЕП предоставит техническую поддержку странам, разрабатывающим национальные планы и мероприятия по смягчению последствий изменения климата на основе авторитетной научной информации о климате и экономических показателей развития с низким уровнем выбросов. Она также будет оказывать содействие созданию условий для успешного внедрения экологически чистых технологий в целях обеспечения развития с низким уровнем выбросов. ЮНЕП будет распространять знания об эффективных технологиях и механизмах путем создания технологических, политических и финансовых сетей и партнерских связей и укрепит свои возможности по оказанию странам консультационных услуг. b) ЮНЕП также будет содействовать странам в деле сокращения выбросов короткоживущих климатических загрязнителей путем оказания поддержки коалиции стран и партнеров, ведущей работу по расширению осведомленности и углублению знаний об этом вопросе и по осуществлению уменьшающих воздействие мероприятий. Сокращение выбросов короткоживущих климатических загрязнителей обеспечит получение значительных благ, в том числе повышение качества воздуха, замедление изменения климата в ближайшей перспективе и поддержку устойчивого развития. c) ЮНЕП будет оказывать странам поддержку при выполнении ими обязательств по мониторингу, отчетности и планированию, взятых в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата. Третьим приоритетным направлением является программа СВОД-плюс, для которой ЮНЕП будет разрабатывать инструментарий и предоставлять технические услуги, включающие многочисленные преимущества СВОД-плюс, в том числе подходы к созданию "зеленой" экономики, с целью оказания странам содействия в принятии и осуществлении национальных стратегий СВОД-плюс. Наконец, ЮНЕП в целях сокращения выбросов в результате обезлесения и деградации лесов будет содействовать организации стратегических партнерств по развитию основанных на преобразующем землепользовании подходов путем регулирования основных движущих сил, приводящих к обезлесению, в первую очередь, сельского хозяйства и других секторов, осуществляющих землепользование, с учетом экологических и социальных аспектов, таких как биоразнообразие.
· |