| Печать | |
Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2014-2017 г. (UNEP/GC.27/9/Add/1)
Подпрограмма 7. Контроль за состоянием окружающей среды (Регулярные обзоры состояния окружающей среды)
Цель
Обеспечить заинтересованным сторонам возможность принимать решения и формировать политику посредством предоставления научной информации и знаний и осуществления контроля за состоянием мировой окружающей среды. Стратегия Ответственность за координацию работы подпрограммы по контролю за состоянием окружающей среды лежит на Директоре Отдела раннего предупреждения и оценки. Целью данной подпрограммы является осуществление контроля за состоянием глобальной окружающей среды для обеспечения того, чтобы возникающие экологические проблемы, имеющие международное значение, приоритизировались и рассматривались правительствами в соответствии с основным мандатом ЮНЕП (Резолюция Генеральной Ассамблеи 2997(XXVII). С этой целью Программа будет сотрудничать с ключевыми партнерами, ведущими активную работу в сфере экологической информации, обмена информацией и политики, включая научные органы, механизмы и платформы Инициативы в области доступа к информации, три конвенции Рио-де-Жанейро (КБР, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке), Глобальную систему систем наблюдения Земли, Международный совет по науке, МПБЭУ, региональные экономические комиссии и другие соответствующие учреждения Организации Объединенных Наций, ОЭСР, Проект онлайнового доступа к экологическим исследованиям, секретариаты МПС и родственные учреждения Организации Объединенных Наций, в частности, Статистический отдел Организации Объединенных Наций и научный комитет по проблемам окружающей среды, а также национальные центры данных и инициативы. Цель работы заключается в том, чтобы предоставлять информацию раннего предупреждения о возникающих проблемах, проводить экологические оценки и обеспечивать поддержку странам в получении данных для принятия обоснованных решений на всех уровнях. Подпрограмма 7 обеспечит согласованность действий с другими подпрограммами в области получения, анализа и передачи информации по проводимым ими тематическим оценкам, выделение средств на которые будет продолжено в рамках этих подпрограмм. Стратегия ЮНЕП в отношении подпрограммы 7 включает три направления: a) ЮНЕП будет оказывать поддержку формированию политики на национальном, региональном и глобальном уровнях посредством разработки интегрированных оценок, обеспечивающих научные данные, которые являются основой для принятия решений. С этой целью Программа будет разрабатывать инструменты и методы интеграции экологической, экономической и социальной информации. ЮНЕП обеспечит научную достоверность и политическую актуальность своих интегрированных оценок, в том числе посредством использования согласованных на международном уровне экологических целей для оценки состояния окружающей среды. В связи с этим, сотрудничество с формирующими политику лицами станет ключевым фактором для понимания их перспектив и потребностей в целях обеспечения актуальности интегрированных оценок. ЮНЕП также будет сотрудничать с родственными учреждениями Организации Объединенных Наций и секретариатами МПС в деле обеспечения большей слаженности в рамках системы Организации Объединенных Наций при проведении экологических оценок, в частности, при обеспечении актуальности их результатов для работы учреждений, относящихся к системе Организации Объединенных Наций. Основным фактором достижения цели в рамках подпрограммы станет взаимодополняемость и недопущение дублирования при проведении других крупных экологических оценок и осуществлении приоритетных процессов ФГОС. Например, программа будет сотрудничать с секретариатом КБД по вопросам выявления наиболее оптимальных методов анализа достижения Айчинских целевых показателей по биоразнообразию. Результатом работы в рамках подпрограммы станет научно обоснованная информация для обеспечения осуществления подпрограммы 4 по экологическому управлению. Кроме того, для расширения своей информационной базы и повышения эффективности процесса оценки и его результата в целом ЮНЕП будет использовать самые передовые информационные и коммуникационные технологи; b) ЮНЕП также будет разрабатывать и распространять сценарии и модели тенденций в области окружающей среды путем установления наличия данных наблюдений в различных географических районах и восполнения недостатка информации для обеспечения раннего предупреждения о возникающих проблемах. Такая деятельность будет способствовать разработке или консолидации научных подходов к выявлению критических пороговых значений, возникающих проблем и других приоритетных направлений, рассмотрение которых научным и политическим сообществом считается целесообразным. Издание публикаций и других материалов для повышения осведомленности способствует распространению собранной информации и ее адаптации для широкого круга заинтересованных сторон, в том числе для учреждений Организации Объединенных Наций и других целевых заинтересованных сторон, в зависимости от конкретных проблем, их локализации и актуальности для определенных групп; c) наконец, ЮНЕП будет предоставлять странам политические рекомендации и техническую поддержку для повышения их возможностей в области сбора, доступа и анализа интегрированной информации об окружающей среде, и продолжит проводимую в партнерстве с учреждениями Организации Объединенных Наций, аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями работу по повышению качества и актуальности научной информации и знаний, разработанных на национальном, субрегиональном и региональном уровнях. Помимо этого ЮНЕП будет содействовать обеспечению равного доступа к информации для принятия более взвешенных решений на национальном, региональном и глобальном уровнях в соответствии с принципом 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Для достижения этой цели будет оказываться содействие участию основных групп и заинтересованных сторон, представляющих гражданское общество, в оценках потребностей в информации, выработке и сборе данных и информации и в распространении информации на местном и национальном уровне. Для выявления пробелов в информации и создания потенциала заинтересованных сторон в целях улучшения доступа к информации, ее подготовки и использования для формирования решений, способствующих переходу к равноправному и устойчивому развитию, ЮНЕП задействует опыт и сети своих партнеров, в том числе развитые и развивающиеся страны и организации, использующие национальные, региональные и тематические природоохранные информационные системы для выявления пробелов в информации и создания потенциала заинтересованных сторон в целях улучшения доступа к информации, ее подготовки и использования для формирования решений, способствующих переходу к равноправному и устойчивому развитию. Внешние факторы К числу внешних факторов, на которые ЮНЕП не может оказывать влияния, но которые при этом представляют риск для успешного выполнения подпрограммы 7, относятся готовность правительств предоставить доступ к важным экологическим и связанным с ними социально-экономическим данным, необходимым для проведения оценок с помощью интерактивных платформ; качество данных и информации, предоставляемых владельцами данных (в том числе правительствами, учреждениями и исследовательским сообществом); и то, в какой степени правительства используют предоставленные благодаря работе ЮНЕП данные и информацию в процессе принятия решений и формирования политики. Причинно-следственные связи Информация, опирающаяся на самые передовые научные разработки, имеет наибольшее значение для заинтересованных сторон в том случае, если к ней имеется свободный, своевременный и хорошо организованный доступ, и если она представлена в формате, позволяющем заинтересованным лицам понять и использовать такую информацию для достижения своих целей. По этой причине в подпрограмму включены не только ожидаемые достижения и результаты, нацеленные на повышение доступности информации на открытых платформах, но и такие ожидаемые достижения и результаты, которые (в соответствии с Балийским стратегическим планом) нацелены на создание потенциала правительств, учреждений Организации Объединенных Наций, основных групп и других заинтересованных сторон по обеспечению доступа, анализа, передачи и использования такой информации в ряде процессов, связанных с политикой, планированием и оценкой. Иными словами, подпрограмма нацелена на устранение разрыва между производителями экологической информации и ее пользователями, а также на установление взаимодействия между наукой и политикой. Для укрепления информации, опирающейся на самые передовые научные разработки, ЮНЕП будет публиковать результаты оценок, печатные работы и другие информационные инструменты, а также совместно с правительствами и основными группами будет укреплять потенциал по разработке и распространению высококачественных экологических данных, информации и оценок. В то же время в подпрограмму включен ряд результатов, которые содействуют применению экологической информации различными целевыми группами, в том числе инструменты, методологии и техническая помощь для повышения потенциала заинтересованных сторон, включая основные группы и правительства, по выявлению и доступу к соответствующей информации в государственном и частном секторе и по наиболее оптимальному использованию имеющейся информации в процессе принятия решений. Подпрограмма также включает программы целевого распространения и информационно-пропагандистские программы, предназначенные для различных групп. Кроме того, при содействии со стороны региональных отделений ЮНЕП, информационные продукты, созданные в рамках программы будут направлены в соответствующие процессы, связанные с политикой, планированием и принятием решений, включая национальные и региональные форумы, МПС и работу РПООНПР. Работа в рамках подпрограммы 7 также будет вносить свой вклад в общее для ЮНЕП ожидаемое достижение, призванное расширить применение достоверных научных знаний в ходе выполнения программы работ и бюджета ЮНЕП, а также в ряд ожидаемых достижений тематических подпрограмм, зависящих наличия и качества экологической информации. Результаты, запланированные в рамках ожидаемого достижения a), включают создание национальных, региональных и глобальных платформ и обобщение экологической информации посредством проведения оценок и составления атласов. Например, гендерная и экологическая перспектива могут использовать научную социологическую информацию и показатели, учитывающие гендерные факторы, для анализа связей между гендерными и экологическими проблемами и для разработки стратегических действий, направленных на достижение гендерного равенства. Для того чтобы повысить способность различных заинтересованных сторон использовать такую информацию и расширить такую возможность, ожидаемое достижение a) также включает предоставление целевого информирования, инструментов, методологий и технической помощи правительствам, национальным и региональным форумам и учреждениям, основным группам и другим заинтересованным сторонам, а также предусматривает участие в достижении совместных результатов с учреждениями Организации Объединенных Наций и МПС. Такая деятельность могла бы включать содействие глобальной перспективе устойчивого развития, оказание странам и другим партнерам помощи в составлении докладов об экологических аспектах ЦУР и анализ достижения других целей и показателей. Ожидается, что благодаря этим результатам повысится увеличится объем и повысится качество и доступность информации, представленной на общедоступных платформах, и что такая информация будет в большей степени использоваться учреждениями Организации Объединенных Наций, МПС, основными группами и национальными и региональными форумами и учреждениями в их связанных с политикой процессах, и что это в конечном итоге приведет к улучшению принятия решений, основанных на самых передовых научных результатах. Результаты, запланированные в рамках ожидаемого достижения b), включают процессы и инструменты для составления докладов по возникающим экологическим проблемам; создание потенциала использования такой информации для принятия решений; а также целевые информационно-пропагандистские мероприятия для информирования заинтересованных сторон о возникающих проблемах и критических пороговых значениях, чтобы они могли учитывать их в процессе принятия решений. Результаты, запланированные в рамках ожидаемого достижения c), включают выявление и применение передовых методов с целью оказать содействие широкому доступу заинтересованных лиц к информации и повысить потенциал и возможности основных групп и заинтересованных лиц по улучшению доступа к экологической информации и ее использования; создание потенциала региональных форумов и национальных институтов по улучшению использования экологической информации в процессах формирования политики и планирования; а также создание потенциала по разработке целевых информационно-пропагандистских инструментов и сетей. Ожидается, что благодаря этим результатам ряд стран и заинтересованных сторон улучшит уровень доступа к информации и укрепит свой потенциал в области разработки, использования и передачи соответствующей информации в процессах, связанных с политикой, планированием и принятием решений. |