Подпрограмма 2. Бедствия и конфликты
Цель
Содействие странам в переходе на рациональные методы использования природных ресурсов и в уменьшении деградации окружающей среды для защиты благополучия человека от связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов.
Стратегия
Ответственность за координацию работы подпрограммы, касающейся бедствий и конфликтов, несет Директор Отдела по осуществлению природоохранной политики (ОППП), также осуществляющий руководство деятельностью ЮНЕП в области управления экосистемами и адаптации к изменению климата, что позволяет усиливать синергические связи между этими тремя тесно связанными областями. В рамках действующих мандатов ЮНЕП, в том числе предоставленных решением 26/15 Совета управляющих, и без дублирования усилий других организаций, ответственных за реагирование на конфликты и бедствия или за их предотвращение, данная подпрограмма будет через стратегические партнерские связи оказывать поддержку странам и сообществам в области защиты благополучия человека и содействия устойчивому развитию путем регулирования экологических аспектов бедствий и конфликтов, а именно:
а) ЮНЕП будет обеспечивать раннее предупреждение и оценку рисков, политические указания и обучение с целью обеспечить правительствам возможность применять рациональные методы использования природных ресурсов для снижения опасности бедствий и конфликтов и лучше подготовиться к их экологическим последствиям. В частности, целью Программы будет демонстрация роли, которую может сыграть улучшенное управление экосистемами для уменьшения опасности, уменьшения незащищенности и уязвимости и повышения сопротивляемости на местах; это также поможет активизировать внедрение государствами-членами и партнерами Организации Объединенных Наций основанного на экосистемах подхода к снижению опасности бедствий. На основе своего опыта ЮНЕП также будет помогать заинтересованным сторонам, по их просьбе, использовать окружающую среду в качестве платформы для сотрудничества в деле снижения опасности бедствий и конфликтов. Программа будет расширять свое влияние через партнерские связи с основными организациями в рамках системы Организации Объединенных Наций и с более широким международным сообществом, что является залогом наращивания ее потенциала и распространения полученных результатов, в частности, за счет внедрения в процессы формирования политики и составления планов передовых методов работы в области окружающей среды. К числу таких партнеров относятся ПРООН, Международная стратегия Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий, Партнерство по вопросам охраны окружающей среды и уменьшения опасности бедствий (в которое входят, в том числе, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФП) и Университет Организации Объединенных Наций), Всемирный банк, Департамент Секретариата по политическим вопросам, Межучрежденческая рамочная группы по координации превентивной деятельности Организации Объединенных Наций, Комиссия по миростроительству Организации Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Консультативная группа по экологическим чрезвычайным ситуациям (КГЭЧС), ФАО и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также региональные учреждения и национальные партнеры. Для повышения уровня и распространения знаний о синергических связях между работой в области сохранения биоразнообразия и экосистемных услуг, создания основанных на экосистемах подходов к изменению климата и основанных на экосистемах подходов к уменьшению опасности бедствий будет создана внутренняя платформа по координации. Эта платформа также будет в случае необходимости способствовать развитию совместных преобразовательных проектов, обеспечивать взаимное обогащение и обмен знаниями и опытом, а также позволит избежать дублирования и пересечения функций.
b) ЮНЕП также будет предоставлять экспертные экологические заключения для операций по осуществления безотлагательных мер в случае чрезвычайной ситуации и восстановления после кризиса на субрегиональном, национальном и субнациональном уровнях, по прямой просьбе правительств или через такие механизмы, как комплексная группа гуманитарной помощи, программы восстановления на раннем этапе и оценка потребностей в посткризисный период. Для осуществления этой стратегии ЮНЕП буде проводить оценку связанных с бедствиями и конфликтами серьезных экологических опасностей и реализовывать меры по раннему предупреждению в целях сведения к минимуму любых негативных последствий для жизни человека и окружающей среды; учитывать природоохранные соображения при разработке программ по устранению последствий и восстановлению; а также разрабатывать выполняемые партнерами операций по ликвидации ущерба окружающей среде и восстановлению экосистем. ЮНЕП совместно со СГООН и другими партнерами будет разрабатывать рекомендации по стратегическим вопросам и оказывать помощь в разработке и создании законодательной и институциональной базы для совершенствования управления природными ресурсами и природоохранной деятельностью на национальном и субрегиональном уровнях в целях обеспечения поддержки экономическому восстановлению и созданию "зеленых" рабочих мест в контексте устойчивого развития. ЮНЕП также будет готова откликнуться на просьбу оказать поддержку заинтересованным сторонам в использовании окружающей среды в качестве платформы для сотрудничества в контексте устранения последствий и восстановления. Крепкие партнерские отношения, установленные за последние 15 лет с основными субъектами в области гуманитарной помощи, развития и мира и безопасности и международным сообществом в целом, послужат краеугольным камнем для применяемого ЮНЕП подхода, обеспечивающего не только учет экологических аспектов при оказании помощи странам, затронутым бедствиями и конфликтами, но и стабильность результатов и расширение масштабов их применения. К числу основных партнеров относятся КГЭЧС, Управление по координации гуманитарных вопросов, ПРООН, Комиссия по миростроительству Организации Объединенных Наций, Департамент операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций, Департамент полевой поддержки Организации Объединенных Наций, Всемирный Банк, Европейский Союз, секретариаты соответствующих МПС, таких как Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, а также региональные и национальные партнеры.
Внешние факторы
Имеется в виду, что условием реализации цели и ожидаемых достижений данной подпрограммы является наличие у государств-членов политической воли и приверженности учитывать экологические аспекты бедствий и конфликтов; что уровень финансирования, выделяемый для данной подпрограммы, будет достаточным для того, чтобы соответствовать приоритетам стран в области охраны окружающей среды, в частности, путем поддержания присутствия ЮНЕП на местах; и что все основные международные политические процессы, которые могут произойти в течение двухгодичного периода, такие как рамочная программа развития на период после 2015 года и программа действий по уменьшению опасности бедствий на период после окончания действия Хиогской рамочной программы, будут способствовать работе ЮНЕП и государств-членов по регулированию связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов.
Причинно-следственные связи
Основной целью подпрограммы 2 является содействие рациональному использованию природных ресурсов в качестве средства защиты благополучия человека от связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов. Для выполнения этой цели ЮНЕП будет работать с уязвимыми для бедствий и конфликтов или затронутыми ими странами, а также с оказывающими таким странам поддержку органами Организациями Объединенных Наций с тем, чтобы обеспечить создание потенциала по регулированию факторов экологических рисков и наилучшим образом реализовать имеющиеся возможности путем использования интегрированных подходов к управлению природными ресурсами, способствующих недискриминационному и устойчивому экономическому росту социальному равенству и улучшению состояния окружающей среды. Для того чтобы приспособится к широкому диапазону существующих в настоящее время потребностей ЮНЕП направит свои усилия по наращиванию потенциала на оказание помощи уязвимым странам, в частности, на предотвращение, уменьшение опасности и обеспечение готовности (ожидаемое достижение 1) и "посткризисным" странам, путем поддержки экологически рационального восстановления, содействующего построению долгосрочного мира и экономическому и социальному развитию (ожидаемое достижение 2). Следует отметить, что все услуги будут оказываться по запросу.
Документы по Подпрограмме 2
Резолюции Генеральной Ассамблеи
53/242 Доклад Генерального секретаря об окружающей среде и населенных пунктах
63/137 Укрепление деятельности по оказанию чрезвычайной помощи, восстановлению, реконструкции и предотвращению после катастрофического цунами в Индийском океане
63/217 Стихийные бедствия и уязвимость
65/131 Укрепление международного сотрудничества и координация усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы
66/31 Соблюдение экологических норм при разработке и осуществлении соглашений о разоружении и контроле за вооружениями
66/119 Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций
66/199 Международная стратегия уменьшения опасности бедствий
66/227 Международное сотрудничество в области гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий – от оказания чрезвычайной помощи до развития
Решения Совета управляющих
21/17 Дальнейшее совершенствование мер по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций, обеспечению готовности к ним, оценки, реагирования и смягчения их последствий
22/1 Раннее предупреждение, оценка и мониторинг
IV: Постконфликтные экологические оценки
V: Состояние окружающей среды на оккупированных палестинских территориях
22/8 Дальнейшее совершенствование мер по предотвращению, обеспечению готовности, оценке, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями
23/7 Укрепление мер реагирования на чрезвычайные экологические ситуации и развитие систем предупреждения бедствий, обеспечения готовности к ним, смягчения их воздействия и раннего предупреждения в контексте последствий катастрофического цунами в Индийском океане
23/11 Гендерное равенство и окружающая среда
25/12 Состояние окружающей среды в Секторе Газа
26/15 Укрепление международного сотрудничества по экологическим аспектам реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечения готовности к ним
Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
Международный день по уменьшению опасности бедствий, 13 октября
Итоги девятого совещания Международной консультативной группы по чрезвычайным экологическим ситуациям
Третья Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий Сендай (Япония),14-18 марта 2015 г.
Новости
2024
2023
- 18.12.2023 г. Kyodo: сброс в океан четвертой партии воды с АЭС "Фукусима-1" может начаться в феврале
- 15.12.2023 г. Пепел от апрельского извержения Шивелуча наблюдали в районе Скандинавского полуострова
- 26.10.2023 г. Эксперты: ущерб, нанесенный прорывом Каховской плотины, во многом необратим
- 26.10.2023 г. Доклад ООН о рисках стихийных бедствий: человечество приближается к обрыву
- 20.10.2023 г. Ураганы в Атлантике в последние 20 лет стали чаще достигать разрушительной силы
- 15.10.2023 г. ООН: глобальные катастрофы обошлись сельскому хозяйству в 3,8 трлн долларов за 30 лет
- 13.10.2023 г. К 2030 году в мире будет происходить около 560 стихийных бедствий в год
- 10.10.2023 г. Стала известна сумма экологического ущерба от разрушения Каховской ГЭС
- 06.10.2023 г. ЮНИСЕФ: за шесть лет из-за стихийных бедствий 43,1 млн детей были вынуждены покинуть свои дома
- 30.09.2023 г. Эколог Кукса: разрушение ЗАЭС приведёт к загрязнению Чёрного моря радионуклидами
- 01.09.2023 г. В Японии обнаружили тритий у места сброса воды с АЭС "Фукусима-1"
- 28.08.2023 г. Захарова: экологические организации молчат в вопросе сброса воды с «Фукусимы»
- 30.08.2023 г. Уральские ученые предложили способ утилизации воды с "Фукусимы"
- 25.08.2023 г. Агентство по атомной энергии разрешило сброс радиоактивной воды из Фукусимы
- 25.08.2023 г. Эксперт: сброс с "Фукусимы" в оговоренных рамках не представляет радиационной опасности
- 25.08.2023 г. Тритиевую воду с "Фукусимы-1" сливают в океан. Чем это грозит
- 24.08.2023г. Абрамченко поручила провести научное прогнозирование последствий разрушения Каховской ГЭС
- 05.06.2023 г. Публикация: Информационный ресурс, посвященный достижениям Многостороннего фонда с момента его создания
- 03.07.2023 г. Эколог заявил, что Каховская пустыня напоминает токсичный Аралкум
- 03.07.2023 г. Эколог рассказал о влиянии наводнения на Черное море
- 28.06.2023 г. Российские ученые ведут мониторинг экологической обстановки после подрыва Каховской ГЭС
- 17.06.2023 г. «Важнее всего люди и водоснабжение»: эксперты — о последствиях обмеления Каховского водохранилища
- 16.06.2023 г. Эксперты: последствия прорыва Каховской ГЭС будут преодолевать годами
- 11.06.2023 г. В Киеве сообщили о резком снижении солености Черного моря из-за прорыва Каховской ГЭС. Чем это чревато
- 10.06.2023 г. Ученые оценили влияние катастрофы с Каховской ГЭС на Черное море и пляжи Крыма
- 08.06.2023 г. Виктор Данилов-Данильян (научный руководитель Института водных проблем, член-корреспондент РАН, вице-президент НП «ЮНЕПКОМ»): Как изменит экологию понижение уровня каховского водохранилища
- 06.06.2023 г. Эколог: Повреждение Каховской ГЭС приведет к загрязнению питьевых источников
- 06.06.2023 г. Шойгу предрек тяжелые последствия для экологии из-за подрыва Каховской ГЭС
- 06.06.2023 г. В Госдуме прокомментировали украинскую атаку на Каховскую ГЭС
- 22.05.2023 г. За полвека экстремальные погодные явления унесли около 2 миллионов жизней
- 18.05.2023 г. В Нью-Йорке обсуждают снижение рисков стихийных бедствий
- 17.05.2023 г. Управление рисками стихийных бедствий: внедрение систем раннего оповещения позволило снизить смертность
- 15.05.2023 г. Климатолог рассказал, как глобальное потепление влияет на число пожаров
- 05.04.2023 г. Открытые стальные прутья и отсутствующий бетон, обнаруженные в реакторе АЭС Фукусимы, вызывают опасения по поводу безопасности
- 29.03.2023 г. Посольство РФ в США напомнило о скрытой экологической угрозе диверсии на Северных потоках
- 27.03.2023 г. Путин: применения снарядов с обедненным ураном будут иметь последствия для экологии и здоровья
- 02.03.2023 г. Ученые предупреждают: Потепление планеты может привести к увеличению количества "горячих молний", вызывающих лесных пожаров
- 20.02.2023 г. Пекин потребовал тщательного расследования взрывов на "Северных потоках"
- 18.02.2023 г. Ведущий из США осудил замалчивание "ядерного удара" по американскому городу
- 17.02.2023 г. Ядовитый дым Огайо. Власти США не реагируют на экологическую катастрофу
- 16.02.2023 г. Иванов назвал серьезной экологической катастрофой ЧП с поездом с химикатами в Огайо
- 08.02.2023 г. От бедствий до конфликтов: как человечество и планета преодолевают последствия
- 07.02.2023 г. По всему миру зарегистрировано 241 землетрясение
- 03.02.2023 г. В Пакистане и Афганистане стали чаще происходить засухи
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
06.02.2024 г. Новый алгоритм может обнаружить землетрясения и всплески заболеваний
|