News Feeds:

| Печать |

Приоритетные области ЮНЕП:
Изменение климатаБедствия и конфликты, Управление экосистемами, Экологическое руководство, Вредные вещества, Эффективное использование ресурсов

Подпрограмма 5
Среднесрочная стратегия на 2010 - 2013 годы

chemical

Цель

UNEP PRIORITY AREAS

Сведение к минимуму воздействия вредных веществ и опасных отходов на состояние окружающей среды и здоровье человека

Стратегия

Ответственность за осуществление подпрограммы по вредным веществам и опасным отходам несет Отдел технологии, промышленности и экономики.  Отдел, с учетом междисциплинарного характера этой подпрограммы, будет осуществлять координирующую роль, обеспечивая выполнение программы работы в тесном сотрудничестве с другими отделами ЮНЕП.  Стратегия, осуществляемая в рамках более общих усилий Организации Объединенных Наций по ограничению воздействия на окружающую среду и здоровье человека химических веществ и опасных отходов, будет предусматривать следующее:

a)                    оказание странам содействия в укреплении их потенциала в области рационального регулирования химических веществ и опасных отходов в рамках всего жизненного цикла продукции.  Эта подпрограмма предусматривает предоставление помощи в деле сбора данных, оценки и регулирования химических веществ, внедрения научно обоснованных систем удаления опасных отходов и укрепления законодательства и нормативной основы в области обращения с химическими веществами и опасными отходами.  В сотрудничестве с ПРООН и другими учреждениями Организации Объединенных Наций на основе соответствующих межучрежденческих процессов через данную подпрограмму будет обеспечиваться содействие включению вопросов химической безопасности в повестки дня развития и активное привлечение всех соответствующих секторов к выработке на национальном и, в соответствующих случаях, субрегиональном уровнях согласованной и эффективной нормативной политики, опирающейся на рыночные механизмы и предусматривающей добровольный характер деятельности.  Подпрограмма будет также поощрять и расширять публичный доступ к информации и знаниям о химических веществах и опасных отходах, в том числе об их воздействии на здоровье человека и состояние окружающей среды;

b)                    в целях продвижения международной повестки дня, посвященной химическим веществам, посредством осуществления экологического компонента Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ в рамках настоящей подпрограммы правительствам и другим заинтересованным сторонам будут предложены стратегические и научно обоснованные рекомендации и руководящие указания по вопросам оценки риска и управления им;  будет обращено внимание на возможное неблагоприятное воздействие химических веществ, в том числе опасных отходов;  и будут рассматриваться возникающие проблемы.  Настоящая подпрограмма будет также способствовать развитию методологий и средств контроля и оценки прогресса в деле рационального регулирования химических веществ и опасных отходов;

c)                    содействие созданию и совершенствованию согласованных на международном уровне режимов регулирования химических веществ.  В рамках подпрограммы будут поддерживаться усилия стран, секретариатов многосторонних природоохранных соглашений и других заинтересованных сторон, направленные на решение проблемы высокотоксичных веществ, включая осуществление и обеспечение соблюдения многосторонних природоохранных соглашений, имеющих отношение к химическим веществам и опасным отходам, и других международных инициатив (например, Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности), касающихся таких вызывающих всеобщую озабоченность химических веществ, как ртуть, стойкие органические загрязнители и разрушающие озоновый слой вещества, а также на решение новых вопросов, касающихся химических веществ и опасных отходов.  В соответствии с решением SS.X/1 укрепление сотрудничества и координации между Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями может способствовать более эффективному осуществлению отстаиваемых в этих конвенциях принципов регулирования вредных веществ и опасных отходов.  ЮНЕП будет и далее поддерживать начатый процесс обеспечения взаимодополняемости в этой области, охватывающей все три конвенции.

Внешние факторы

Ожидается, что цель настоящей подпрограммы и ее ожидаемые результаты будут достигнуты при условии, что на национальном уровне будет обеспечена политическая и финансовая поддержка в интересах рационального регулирования химических веществ;  от доноров будут получены ресурсы на Программу быстрого запуска проектов в рамках Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ);  а также будет обеспечена финансовая поддержка и налажено сотрудничество между многосторонними природоохранными соглашениями и другими соответствующими заинтересованными сторонами с целью найти взаимодополняющие моменты в их подходах для содействия повышению химической безопасности.

Сравнительные преимущества ЮНЕП

Настоящая подпрограмма опирается на более чем 30‑летний опыт работы, связанной с вредными веществами, и на тесное сотрудничество с другими международными организациями, в рамках которых ЮНЕП обеспечивает уделение должного внимания экологической составляющей воздействия вредных веществ на окружающую среду и рискам, связанным с такими веществами.  ЮНЕП привносит в эту работу многолетний опыт разработки международных стратегий и многосторонних природоохранных соглашений с целью защиты здоровья человека и окружающей среды от вредных веществ и опасных отходов.  ЮНЕП будет и впредь поддерживать осуществление таких многосторонних природоохранных соглашений и другие усилия по ограничению рисков, связанных с вредными веществами и опасными отходами, включая усилия по замещению и ликвидации высокоопасных веществ.  В течение двухгодичного периода в рамках настоящей подпрограммы в центре внимания будут находиться следующие пять областей, в которых ЮНЕП обладает высокой компетенцией и функциональным потенциалом: во‑первых, надежное научное обоснование для принятия решений, включая раннее предупреждение, мониторинг и оценку с уделением особого внимания стратегическим потребностям в адаптивной нормативно-правовой и организационной основе рыночной ориентации;  во‑вторых, информационно-пропагандистская деятельность, работа с труднодоступными группами населения и налаживание связи с целью пропаганды природоохранных мероприятий и новаторских решений;  в‑третьих, создание потенциала и технологическая поддержка для содействия осуществлению Балийского стратегического плана в целях более эффективного удовлетворения потребностей правительств и партнеров в том, что касается рационального регулирования химических веществ и опасных отходов;  в‑четвертых, сотрудничество, координация и партнерство с целью вовлечения органов системы Организации Объединенных Наций, международных институтов, многосторонних природоохранных соглашений, двусторонних учреждений по оказанию помощи, гражданского общества и частного сектора и, в‑пятых, поддержка и налаживание мероприятий по дальнейшему совершенствованию существующих и, при необходимости, разработке новых рамок, касающихся международной политики и оперативной деятельности.

Основные задачи в контексте Балийского стратегического плана и удовлетворение потребностей стран

Помощь и технологическая поддержка ЮНЕП будут сосредоточены на развивающихся странах и странах с переходной экономикой с уделением особого внимания наименее развитым странам и небольшим островным развивающимся государствам, если через Программу быстрого запуска проектов СПМРХВ будут получены соответствующие ресурсы.  Помимо трех стратегических приоритетов в процессе отбора конкретных мер для осуществления на страновом уровне будут учитываться такие критерии, как согласованность с национальными приоритетами, возможность повышения эффективности и устойчивость результатов.  В течение двухгодичного периода ЮНЕП сосредоточит свои усилия на следующей деятельности:

§                  В контексте ожидаемого достижения A ЮНЕП намерена добиться более заметной отдачи на национальном и региональном уровнях посредством партнерства с ПРООН и взаимодействия с другими соответствующими межправительственными организациями с целью интегрировать задачи рационального регулирования химических веществ в деятельность в области развития и привлечь партнеров по деятельности в области развития и финансовых партнеров, включая ФГОС к удовлетворению финансовых потребностей, связанных с осуществлением соответствующих мероприятий.  Руководство будет осуществляться главным образом в наименее развитых странах и небольших островных развивающихся государствах в соответствии с приоритетами, установленными в Программе быстрого запуска проектов СПМРХВ.  В контексте рассматриваемого ожидаемого достижения основное внимание будет уделяться устранению рисков, возникающих в процессе регулирования химических веществ и отходов, которые связаны с экономическими секторами, представляющими наибольшее значение для этих стран, с учетом гендерных соображений.

§                  В контексте ожидаемого достижения В ЮНЕП, с помощью своей глобальной нормотворческой функции и особенно усилий по налаживанию и поддержке процесса СПМРХВ, будет оказывать международному сообществу поддержку в разработке международной экологической повестки дня, касающейся химических веществ и отходов.  Помимо разработки в сотрудничестве с ВОЗ и ФАО целостного комплекта научно-технических средств и руководящих принципов, касающихся создания потенциала для проведения оценок и регулирования, ЮНЕП будет стремиться к тому, чтобы оказывать более заметное влияние и более активно проявлять себя на политическом уровне путем подготовки глобальных прогнозов в отношении химических веществ и отходов с целью выявления новых проблем, включая взаимосвязь между состоянием здоровья и окружающей средой, гендерными последствиями регулирования химических веществ и отходов и секторами экономики, которые имеют ключевое значение для рационального регулирования химических веществ и отходов, такими как жилищное строительство, пищевая промышленность и транспорт.

§                  В контексте ожидаемого достижения С ЮНЕП замкнет цикл разработки и осуществления политики и будет выполнять роль катализатора в деле содействия проведению международных переговоров, разработки глобальных стратегических механизмов и создания согласованных на международном уровне режимов. Помимо мобилизации международных усилий с целью сведения к минимуму предложения, доступности и использования ртути ЮНЕП сосредоточит свои усилия на оказании поддержки секретариатам многосторонних природоохранных соглашений и осуществлению многосторонних природоохранных соглашений на национальном и региональном уровнях, оказывая тем самым содействие комплексному применению различных документов и механизмов, касающихся химических веществ и отходов.  При этом в поддержку осуществления международных мер будут готовиться подробные данные и отражающие гендерную проблематику показатели.

Партнерство

Партнерами ЮНЕП по осуществлению настоящей подпрограммы будут родственные организации системы Организации Объединенных Наций и связанные с ними организации, в частности организации, участвующие в Межорганизационной программе по безопасному обращению с химическими веществами (МПБОХВ) (например, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций, ФАО, Международная организация труда, ВОЗ и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)), а также организации, имеющие статус наблюдателей (ПРООН и Всемирный банк), вместе с секретариатами многосторонних природоохранных соглашений, связанных с химическими веществами и отходами (Базельская, Роттердамская и Стокгольмская конвенции и Монреальский протокол);  ФГОС;  Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и прочие.  Ключевыми партнерами ЮНЕП по осуществлению настоящей подпрограммы будут также гражданское общество и частный сектор, в том числе Система действий в отношении пестицидов, Международный совет химических ассоциаций, Международный совет по горнодобывающей промышленности и металлам, Общество токсикологии и химии окружающей среды, Международный союз теоретической и прикладной химии, Всемирный совет по хлору, Всемирный фонд охраны природы, Рабочая группа по прекращению использования ртути и т.д.

Учет гендерной проблематики

В рамках настоящей подпрограммы будет учитываться, как часто и при каких обстоятельствах дети, женщины и мужчины подвергаются воздействию химических веществ, а также как различается их физиологическая восприимчивость к действию химических веществ.  В процессе оценки рисков, связанных с химическими веществами, будут использоваться средства, соответствующие конкретным гендерным особенностям, и методы сбора систематизированных по признаку пола данных.  В рамках мероприятий по распространению информации о связях между воздействием химических веществ и его последствиями для здоровья человека и состояния окружающей среды будут освещаться гендерные различия рисков и последствий.  В рамках подпрограммы будут рассматриваться гендерные аспекты задачи интеграции рационального регулирования химических веществ в национальные стратегии и планы и будут приниматься меры для обеспечения участия женщин и других уязвимых групп населения в осуществлении таких стратегий и планов, в том числе в разработке соответствующей политики и принятии решений, путем налаживания связей с неправительственными организациями, в которых отмечается значительный уровень представленности женщин и других уязвимых групп населения.

Документы к Подпрограмме 5  ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ

Решения Совета управляющих ЮНЕП
22/4                 Химические вещества
                        I:  Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле
                        II:  Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях
23/9                 Регулирование химических веществ
                        I:  Сотрудничество между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, соответствующими многосторонними природоохранными соглашениями и другими организациями
SS.IX/1           Стратегический подход к международному регулированию химических веществ
24/3                 Регулирование химических веществ
                        II:  Стратегический подход к международному регулированию химических веществ
                        III:  Свинец и кадмий
                        IV:  Ртуть
24/4                 Предотвращение незаконного международного оборота
24/5                 Регулирование отходов
SS.X/1             Регулирование химических веществ, включая ртуть и управление отходами

UNEP/GC.27/4 Регулирование химических веществ и отходов

UNEP/GC.27/8 Улучшение сотрудничества и координации в рамках блока вопросов, касающихся химических веществ и отходов: выполнение решений 26/12 и SS.XII/5 Совета управляющих  

* * * * * * *   

 

UNEP PRIORITY AREAS 

 

 

 


 
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH