News Feeds:

| Печать |

Приоритетные области ЮНЕП:  
Изменение климатаБедствия и конфликты, Управление экосистемами, Экологическое руководство, Вредные вещества, Эффективное использование ресурсов
 

Подпрограмма 3
Среднесрочная стратегия на 2010 - 2013 годы

ecosystem-management

Цель

 UNEP PRIORITY AREAS

Обеспечение использования странами экосистемного подхода к улучшению благосостояния человека.

Стратегия

Ответственность за осуществление подпрограммы по управлению экосистемами несет Отдел по осуществлению природоохранной политики.  Учитывая междисциплинарный характер этой подпрограммы, Отдел будет осуществлять координирующую роль, обеспечивая выполнение программы работы в тесном сотрудничестве с другими отделами ЮНЕП.  Эта стратегия, осуществляемая в партнерстве с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций, с другими международными организациями, научными кругами и поставщиками данных, а также с частным сектором, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами, будет предусматривать:

a)                    воздействие на методы планирования и оказания помощи на региональном и национальном уровнях в целях внедрения межсекторального комплексного подхода к управлению экосистемами, при одновременном повышении уровня осознания взаимосвязи между людьми и их воздействия на экосистемы, а также тех выгод, которые люди получают от них, например в виде экосистемных функций, и содействие переходу — в рамках институциональных, директивных, экономических и управленческих структур — к межсекторальному комплексному подходу в вопросах управления экосистемами, включая борьбу с нищетой и укрепление здоровья населения, с уделением особого внимания уязвимым и неблагополучным общинам.  При этом в рамках подпрограммы будут поощряться проведение субрегиональных оценок экосистем, разработка комплексной межсекторальной политики, принятие решений на основе широкого участия, внедрение технических новшеств, налаживание соответствующей экономической деятельности и осознание связи между окружающей средой и развитием;

b)                    создание в региональных, субрегиональных, национальных и местных образованиях потенциала для оценки и сведения к минимуму нагрузки на экосистемы, с тем чтобы обратить вспять процесс их деградации и сделать их более жизнестойкими и способными выполнять экосистемные функции в максимальном объеме.  Подпрограмма будет стимулировать использование комплексных подходов к оценке ресурсов пресной воды, наземных, прибрежных и морских систем и управлению ими, с использованием механизмов гибкого управления и устойчивого финансирования.  Это будет достигнуто путем расширения уже имеющихся успешных программ ЮНЕП в области защиты экосистем, в том числе Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности и программы защиты ресурсов пресной воды на основе комплексного управления водными ресурсами, и посредством других инициатив – в частности, путем поддержки Конвенции о биологическом разнообразии, процесса подготовки Глобальной экологической перспективы, реализации Инициативы по ликвидации нищеты и охране окружающей среды и инициативы "Экономика экосистемных функций", а также стратегии на основе "Оценки экосистем на пороге тысячелетия".  ЮНЕП будет опираться на свои знания в области комплексных экологических оценок в целях более эффективного использования природных систем различного масштаба и в разных секторах.  При наличии пробелов ЮНЕП разработает и внедрит принципиально новые управленческие средства, опирающиеся на проверенные научные данные и всеобъемлющую базу знаний.

Внешние факторы

Имеется в виду, что цель и ожидаемые достижения данной подпрограммы могут быть реализованы при наличии у руководства стран твердого политического курса и готовности к выделению финансовых средств на решение проблемы деградации экосистем и выполняемых ими функций в качестве одной из первоочередных задач в национальном контексте.  

Сравнительные преимущества ЮНЕП

Данная подпрограмма опирается на сформулированный в "Оценке экосистем на пороге тысячелетия" мандат ЮНЕП по улучшению научного понимания функционирования экосистем и рассчитана на распространение подхода, согласно которому цельная экологическая единица рассматривается в качестве единой системы.  Собственный вклад ЮНЕП в этом отношении является значительным, так как речь идет о развитии работы, проделанной в рамках таких существующих программ и инициатив ЮНЕП, как Инициатива по борьбе с нищетой и охране окружающей среды, Программа по региональным морям, политика и стратегия ЮНЕП в области водных ресурсов и Глобальная программа действий, касающихся деятельности на суше.  На национальном и региональном уровнях эта подпрограмма создает благоприятные условия для проведения политики и принятия законов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в интересах развития, акцентирующих социально-экономических аспекты экосистемных функций путем введения платы за пользование этими функциями и рассматривающих биоразнообразие как действующую систему, необходимую для функционирования экосистем.

Основные задачи в контексте Балийского стратегического плана и удовлетворение потребностей стран

Экосистемный подход требует разработки инструментов и методов для такого решения отраслевых задач развития государств, при котором этот подход становился бы частью процессов их развития и планирования.  Данный подход требует создания в странах потенциала для использования этих инструментов управления экосистемами таким образом, чтобы функции экосистем – например, обеспечение водой и продуктами питания, рассматриваемые странами в качестве приоритета – могли быть реализованы в максимальной степени.

В течение двухгодичного периода 2010 – 2011 годов ЮНЕП в значительной мере сосредоточит свою деятельность в ограниченном числе стран, обратившихся к ней за поддержкой в достижении более весомых результатов и получении более выраженного эффекта.  В зависимости от того, насколько та или иная страна готова воспринять экосистемный подход, ЮНЕП будет организовывать свою работу поэтапно (т. е. оценка → управление → анализ → внедрение) и оказывать странам поддержку на достигнутой ими стадии работы с экосистемами, сосредоточиваясь на планировании управления там, где уже завершена оценка состояния экосистем.

Для проведения мероприятий будут отбираться в первую очередь страны с высоким уровнем биоразнообразия, острыми проблемами водоснабжения, систематическими перебоями в обеспечении продовольствием и трансграничными экосистемами, причем особое внимание будет уделяться наименее развитым странам и малым островным развивающимся государствам.

Партнерство

Во многих случаях ЮНЕП выступает катализатором процесса управления экосистемами, объединяя усилия необходимых структур в целях оказания помощи странам.  К числу партнеров по осуществлению этой подпрограммы будут относиться смежные учреждения Организации Объединенных Наций и связанные с ними организации, включая, наряду с другими, ПРООН, ФАО, Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирную метеорологическую организацию, Международную морскую организацию, ВОЗ, Всемирную торговую организацию, Всемирную туристскую организацию Организации Объединенных Наций, ФГОС и Всемирный банк.  Ключевыми партнерами по осуществлению также будут гражданское общество и частный сектор;  они будут оказывать поддержку в выработке экосистемного подхода к планированию и обеспечении устойчивого характера принимаемых мер.  В число партнеров, предоставляющих доступ к научным достижениям и знаниям, будут входить такие организации, как МСОП, ВФП, Организация охраны природы, Институт мировых ресурсов и Консультативная группа по исследованиям в области сельского хозяйства, а также другие органы и инициативы, включая МГИК, Межправительственный форум по научному обеспечению политики в области биоразнообразия и экосистемных функций и тематические направления для обеспечения согласованного осуществления конвенций, касающихся биоразнообразия.  Важный вклад в обеспечение взаимодополняющего характера предпринимаемых усилий будет также вносить деятельность двусторонних доноров.  Центры сотрудничества ЮНЕП, включая Всемирный центр мониторинга природоохраны ЮНЕП, Центр по проблемам водных ресурсов и окружающей среды ЮНЕП/Датского института гидравлики и центр ЮНЕП "Ризое" по проблемам энергетики и климата будут также играть ключевую роль в управлении экосистемами, занимаясь как научными исследованиями, так и проведением практических мероприятий.  Кроме того, в рамках данной подпрограммы ЮНЕП будет сотрудничать с секретариатами многосторонних природоохранных соглашений, включая, среди прочих, Конвенцию о биологическом разнообразии, Конвенцию о сохранении мигрирующих видов диких животных (КМВ), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, конвенции по региональным морям, Рамочную конвенцию об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием, и оказывать им поддержку.

Учет гендерной проблематики

Учитывающие гендерную специфику инструменты и методы анализа, а также чувствительные к гендерным аспектам показатели и данные с разбивкой по гендерному признаку будут интегрироваться в общие подходы к созданию потенциала на уровне стран и механизмы управления экосистемами.  При определении приоритетов особое внимание будет уделяться тем функциям экосистем (например, по обеспечению продуктами питания и водой), от которых более других зависят такие группы, как женщины и дети. Мероприятия по обеспечению альтернативными источниками средств к существованию в целях снижения давления на экосистемы будут проводиться прежде всего в интересах неблагополучных и живущих в крайней нищете групп населения (например, женщин). ЮНЕП также будет содействовать вовлечению заинтересованных сторон, и в частности женщин, в работу по определению потребностей экосистем, выработке и применению опирающихся на широкую поддержку долговременных решений. 

Документы ООН и ЮНЕП к Подпрограмме 3 УПРАВЛЕНИЕ ЭКОСИСТЕМАМИ

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
58/217             Международное десятилетие действий "Вода для жизни", 2005‑2015 годы
59/230             Поощрение комплексного подхода к использованию района Карибского моря в контексте устойчивого развития
62/177             Обеспечение устойчивого рыболовства, в том числе за счет реализации Соглашения 1995 года об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и связанных с ним документов
62/196             Устойчивое горное развитие
62/215             Мировой океан и морское право

 

Решения Совета управляющих ЮНЕП
20/25               Пресноводные ресурсы
21/28               Дальнейшая разработка и укрепление программ по региональным морям:  содействие сохранению и устойчивому использованию морской и прибрежной среды, укреплению партнерства и установлению связей с многосторонними природоохранными соглашениями
21/29               Создание программы по региональным морям для центральной зоны восточной части Тихоокеанского региона
22/1                 Раннее предупреждение, оценка и мониторинг
                        II: Глобальная оценка состояния морской среды
                        III: Всемирный центр мониторинга природоохраны
22/2                 Водные ресурсы
                        I: Политика и стратегия Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области водных ресурсов
                        II: Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности
                        III: Программы по региональным морям
                        IV: Коралловые рифы
                        V: Безопасность на море и охрана морской среды от загрязнения в результате аварий
22/5                 Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности
24/16               Обновленная политика и стратегия Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в области водных ресурсов
                        A. Пресноводные ресурсы
                        B. Прибрежные районы, океаны и острова

 

UNEP PRIORITY AREAS 

 

 
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH