| Печать | |
Международный экологический форум "Природа без границ"
Владивосток, 19-20 июля 2012 г. ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ И РИСКИ И ИХ ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Усов Виктор Георгиевич Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ), в соответствии с Соглашением с ЮНЕП, является основной неправительственной организацией, осуществляющей связь гражданского общества, научных и деловых кругов России с ЮНЕП. Начиная с 2009 г., с момента учреждения Дальневосточного регионального отделения ЮНЕПКОМа, ЮНЕПКОМ планомерно расширяет свою природоохранную деятельность в регионе. Сегодня в наших рядах: ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет, Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ФГБУ «ДВНИГМИ»), Приморская Торгово-промышленная палата, идет процесс вхождения в ЮНЕПКОМ ТИНРО-Центра и Морского государственного университета, Уссурийского войскового казачьего общества. Выступая на Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20», 21 июня 2012 г.) Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «одной из сфер, которой необходима согласованность и скоординированность как в глобальном масштабе, так и в отдельных регионах – это мониторинг опасных природных процессов, предупреждение природных и техногенных катастроф (а их в последние годы происходило немало), а также минимизация их последствий. Россия выступает с инициативой проработать эти темы на международном уровне». Заявление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, что Итоговый документ Конференции «Будущее, которого мы хотим», закладывает солидную основу для построения устойчивого будущего и договоренность государств учредить универсальный межправительственный политический форум высокого уровня и укрепить потенциал Программы ООН по окружающей среде, дает нам надежду на активизацию международного сотрудничества в этой области. Символично, что данный Форум, рассматривающий проблемы трансграничности в региональном природопользовании, проходит сразу после Рио+20 и в преддверии Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. И неспроста ЮНЕПКОМ, совместно с ДВО РАН, настоял на включении в Программу Форума секции «Природные опасности и риски, трансграничные проблемы и угрозы АТР», потому что именно эти проблемы особо остро стоят сегодня перед нами. Поскольку одна из главных задач ЮНЕПКОМа – содействовать реализации проектов ЮНЕП в России, я хотел бы отметить одну из шести приоритетных программ ЮНЕП в Среднесрочной стратегии ЮНЕП на 2010-2013 г.г, которую мы считаем наиболее актуальной. Это Подпрограмма 2 «Бедствия и конфликты». Целью данной Подпрограммы является снижение до минимума угрожающих благосостоянию человека экологических факторов, обусловленных природными причинами, а также последствиями нынешних и возможных в будущем стихийных бедствий и антропогенных аварий и катастроф. Очень важным мы считаем содействие в вопросах планирования и создания законодательных и институциональных основ более рационального природопользования на национальном и субрегиональном уровнях для содействия снижению рисков. Стратегия Подпрограммы предусматривает раннее оповещение об экологических рисках и показателях, и предоставление экологических данных и экспертных услуг в вопросах экологически безопасного использования трансграничных и находящихся в общем владении природных ресурсов в связи с соответствующими инициативами, осуществляемыми под руководством ООН. Исходя из этого, одним из главных направлений своей деятельности ЮНЕПКОМ считает распространение передового опыта рационального природопользования как средства уменьшения опасности, исходящей от природных факторов и антропогенных катастроф. Опасные природные явления вносят более значительные негативные изменения в окружающую среду, чем антропогенное воздействие. Тем не менее, по мнению ряда экспертов, не существует никаких идеологических, политических и естественно научных оснований считать природные явления негативным воздействием на среду. Но недоучет, игнорирование природных опасностей, отсутствие мер по их предупреждению и снижению последствий – вина человека. Существующая реальность такова, что зоны развития опасных природных явлений все чаще пересекается с зонами активного хозяйственного освоения и густонаселенного проживания людей, что естественно является причиной возрастания ущерба от природных катастроф, число которых также возрастает. Если в начале ХХ века в мире регистрировалось в среднем 10 масштабных природных катастроф в год, то в середине столетия – уже 65, а в конце – почти 200. В ХХ веке от стихийных бедствий погибло более 8 млн. человек. Еще более быстрыми темпами растут материальные потери в результате природных катастроф. По оценка академика РАН В.И. Осипова экономические потери в мире удваивались примерено каждые 7 лет. Ущерб от опасных природных явлений всего шести видов составляет сейчас в среднем 150 млрд. долларов США в год, а к 2050 г. по оценкам экспертов, может достигнуть 300 млрд. долларов США (это практически половина годового прироста мирового валового продукта). До недавнего времени усилия мирового сообщества по уменьшению опасности стихийных бедствий были направлены на ликвидацию их последствий и оказанию помощи пострадавшим. Но неуклонный рост числа природных катастроф и ущерба от них выдвигает новую задачу – научное прогнозирование и своевременное предупреждение природных катастроф. Еще в 1994 году на Всемирной конференции по природным катастрофам в Иокогаме (Япония) было отмечено, что «лучше предупредить стихийные бедствия, чем устранять его последствия». Международный опыт показывает, что затраты на прогнозирование и подготовку к природным бедствиям в среднем в 15 раз меньше предотвращенного ущерба, а ценность спасенных человеческих жизней просто бесценна. Великий российский ученый академик В.И. Вернадский сказал: «Земная поверхность не может рассматриваться как область только вещества, это область энергии». Действительно, на поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы идет развитие множества сложнейших физических, физико-химических и биохимических процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли и ее природной обстановки, являясь источником постоянных преобразований облика нашей Планеты – ее геодинамики. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход эволюционных трансформаций. Он может только прогнозировать их развитие и, в некоторых случаях, оказывать влияние на их динамику. Геодинамические процессы внутри Земли, на ее поверхности и в прилегающих слоях атмосферы вызывают развитие таких опасных природных явлений как землетрясения, извержения вулканов, цунами, оползни, сели, наводнения, циклоны, тайфуны, ураганы. Именно поэтому хотелось бы обратить внимание и призвать государственные органы и бизнес сообщество региона плотнее взаимодействовать с научными организациями и поддержать реализацию Комплексной программы фундаментальных научных исследований ДВО РАН «Современная геодинамика, активные геоструктуры и природные опасности Дальнего Востока России», выполняемую под руководством академика РАН А.И. Ханчука. Исходя из наиболее часто употребляемого определения опасного природного явления как события природного происхождения или результата деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду, можно указать следующие природные риски катастрофического характера, присущие Планете Земля:
К природным рискам длительного действия относят:
Приходится также констатировать, что опасные природные процессы активизируются возрастающим антропогенным прессингом на окружающую среду. Печальными фактами, подтверждающими последствия игнорирования природных опасностей являются последние события в Краснодарском крае России, и когда они еще усиливаются техногенными катастрофами, произошедшими вследствие недоучета таких опасностей (речь идет о цунами) – это события в Японии на АЭС «Фукусима». В последнее время все большее внимание уделяется космическим опасностям, к которым относят изменение потоков радиации, изменение магнитного поля Земли, падение космических тел и т.п. Известно, что причиной возникновения чрезвычайных ситуаций не всегда является природный фактор. Все чаще человечество вынуждено решать проблемы безопасности, возникающие в результате его деятельности. На Планете эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с огромными запасами веществ, которые, в случае воздействия на них опасных природных явлений, при отсутствии соответствующих превентивных мер, могут нанести невосполнимые потери окружающей среде и населению. С развитием химических производств усиливается опасность токсических воздействий на человека, увеличение числа АЭС влечет за собой повышение радиационной опасности (Чернобыль, Фукусима и др.). С развитием индустрии стремительно убывают запасы пресной воды, лесов, сокращается разновидность животных, птиц, рыб, растений. Налицо загрязнение Мирового океана, опустынивание Планеты, деградация и уменьшение площадей плодородных земель. В результате расширяется все менее благоприятная среда обитания для человека. Чаще всего причиной техногенных катастроф являются такие достижения человека, как искусственные плотины, нефтяные платформы, гидро- и атомные электростанции, которые подвержены опасности воздействия стихийных природных явлений. При этом мы всё чаще констатируем, что самой непредсказуемой причиной является человеческий фактор, а точнее его преступное игнорирование потенциальной возможности возникновения опасных природных явлений, которые не прощают никаких ошибок. Реальный путь снижения риска природных опасностей – это достижение наиболее точных результатов их прогнозирования, которые возможны только решением задач глобального мониторинга, регулярной оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления их изменений. Сегодня ученые РАН говорят о высокой степени возможности управления природными рисками. При этом большое значение придается тому факту, что при изучении риска и принятии управленческих решений на разных уровнях власти необходимы карты и другие документы разной степени детальности и информативности. Речь идет о картах природного риска глобального, федерального, регионального, территориального и объектового масштаба. Примером является карта федерального уровня сейсмического индивидуального риска составленная ВНИИ ГО ГС МЧС РФ, Центром исследований экстремальных ситуаций и Институтом геологии РАН. Составление таких карт природных рисков и установление на законодательной основе допустимого риска, позволяет, по мнению российских ученых, управлять природными рисками и минимизировать последствия природных катастроф. Снижение таких рисков возможно за счет:
Еще одна сфера опасностей и рисков, которую ЮНЕПКОМ включил в сферу своего внимания – это биолого-социальные опасности и риски, когда в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений. Анализируя карты течений прибрежных морей Северо-Западной части Тихого океана, открытых районов Тихого океана и карты атмосферных переносов, а также районы расположения оз. Ханка, бассейнов рек Амур, Уссури, Раздольной и Туманной, материалы по геодинамике региона, мы констатируем, что Северо-Западная часть АТР – это район активного трансграничного природопользования, находящийся в зоне многочисленных трансграничных природных опасностей и рисков и все соседние страны просто обречены на полномасштабное международное сотрудничество на всех уровнях – межправительственном и неправительственном, в области охраны и рационального природопользования, мониторинга и разработки методов прогнозирования и снижения рисков от опасных природных явлений. Думаю, что по итогам нашего Форума мы должны будем направить соответствующие рекомендации участникам предстоящего Саммита АТЭС-2012, поскольку в числе его приоритетов не указаны природные опасности и риски и трансграничность их последствий, что после Фукусимы просто трудно объяснить. Согласно Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г.) и Протоколу ООН от 21 мая 2003 г. по стратегической экологической оценке к данной конвенции, «трансграничное воздействие» означает любое воздействие, не только глобального характера, в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной Стороны, вызываемое планируемой деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах района, попадающего под юрисдикцию другой Стороны, при этом – «воздействие» означает любые последствия планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает также последствия для культурного наследия или социально экономических условий, являющихся результатом изменений этих факторов. Стоит также напомнить пункты 1 и 8 Статьи 3 данной Конвенции, в которых указано, что «в отношении планируемого вида деятельности, указанного в Добавлении 1, которое может оказать значительное вредное трансграничное воздействие, Сторона происхождения, в целях обеспечения проведения соответствующих и эффективных консультаций, в соответствии со Статьей 5 уведомляет любую Сторону, которая, по ее мнению, может быть затрагиваемой Стороной, как можно скорее и не позднее, чем она проинформирует общественность собственной страны, о планируемой деятельности» и что «заинтересованные Стороны обеспечивают, чтобы у общественности затрагиваемой Стороны в районах, которые, по всей вероятности, будут затронуты, имелись информация и возможности для предоставления замечаний и возражений по планируемой деятельности и чтобы эти замечания и возражения были сообщены компетентному органу Стороны происхождения либо непосредственно, либо, когда это необходимо, через Сторону происхождения». Предоставив Вашему вниманию Перечень видов деятельности, указанных в Добавлении I к Конвенции (Приложение), думаю, что выражу общее мнение, что практически все эти виды деятельности имеют место в АТР, и, конкретно, в его Северо-Западной части, и без полномасштабного международного сотрудничества в этой области на всех уровнях нам просто не обойтись. Как указано в Преамбуле к Протоколу ООН от 21 мая 2003 г., «памятуя о необходимости и важности упрочения международного сотрудничества в области оценки трансграничных экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, последствий предлагаемых планов и программ ...», хочу еще раз подтвердить своевременность и целесообразность создания Постоянного научного комитета, в рамках Международной неправительственной организации «Тихоокеанская научная ассоциация», по экологическим проблемам природопользования в АТР и определить основным направлением его деятельности «Природные опасности и риски, трансграничные экологические проблемы и угрозы АТР». Надеюсь, что при участии зарубежных научных организаций, представленных на Форуме, и ведущих научных учреждений Дальневосточного региона России, Российский национальный комитет ТНА в ближайшее время сможет обеспечить эффективную деятельность такого Комитета. В свою очередь, ЮНЕПКОМ, через свое Региональное Дальневосточное отделение, примет самое активное участие в его деятельности. Мы не просто так провели и продолжаем активную работу по вовлечению в состав ЮНЕПКОМа ведущих научных учреждений и университетов региона, занимающихся проблемами природных опасностей и рисков, их прогнозирования и разработкой мер по снижению степени их воздействия на нашу среду обитания. Мы считаем, что созданный и развиваемый нами Центр анализа, оценки и учета природных опасностей и рисков ЮНЕПКОМа, готов по заявкам предприятий и организаций всех форм собственности, провести работу по:
При этом мы настаиваем на том, чтобы к этим разработкам привлекались ведущие ученые и специалисты из данного региона. Нам было очень приятно, когда мы получили сообщение о том, что ОАО «Газпром» подписало соглашение о сотрудничестве с Администрацией Приморского края, предусматривающее широкие перспективы развития газовой и газоперерабатывающей области на территории Приморья и улучшению качества жизни населения Края. Мы надеемся, что под этим качеством подразумевается и достойная, с точки зрения экологии, среда обитания населения и что все эти широкие перспективы будут развиваться с учетом законных требований гражданского общества и на основе рекомендаций ведущих научных учреждений региона, а не столичных институтов и дружественных общественных экологических движений. В этом плане мы находим понимание со стороны НК «Роснефть», которая выразила готовность к тесному взаимодействию с ЮНЕПКОМом, привлекая через него специалистов из регионов, где они разворачивают свои проекты. Поскольку ЮНЕПКОМ поддерживает существующее в деловом и научном сообществе мнение в том, что проблемы нашей неэффективной экологической политики кроются в отсутствии баланса интересов государства, бизнеса и гражданского общества, мы активно вовлекаем в сферу нашей деятельности бизнесструктуры и их сообщества. Именно поэтому ЮНЕПКОМ сегодня активный участник разработки Концепции экологической промышленной политики Российской Федерации и вовлекает в эту работу ведущих ученых РАН. Мы надеемся, что вошедшая в состав ЮНЕПКОМа Приморская Торгово-промышленная палата станет реальной площадкой плодотворного взаимодействия бизнеса, науки и гражданского общества Приморья в области рационального природопользования. Мне приятно сообщить уважаемому собранию, что одна из крупнейших Российских компаний «Базовый элемент», входящая в состав ЮНЕПКОМа, проявила реальный интерес к проекту по профилактике профзаболеваний производственного персонала одной из ее компаний «Русал» с применением функциональных продуктов на основе природного сырья, производимых нашими партнерами в Приморье, и в настоящее время готовится экспериментальный проект на их применение. Во взаимодействии с учеными ДВО РАН, его медицинским объединением, Дальневосточным федеральным университетом и ТИНРО-Центром ЮНЕПКОМ предложил бизнес сообществу серию препаратов на основе природного морского и растительного сырья, которые позволят проводить адаптацию производственного персонала компаний, разворачивающих свои проекты в районах с неблагоприятными климатическими условиями, защищать здоровье их сотрудников от ряда вредных природных воздействий. Речь идет об освоении Арктического шельфа России, и НК «Роснефть» с большим внимание отнеслась к нашим предложениям. ЮНЕПКОМ продолжает активно взаимодействовать с разработчиками и производителями оборудования по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, иловых осадков очистных сооружений, переработке на востребованную товарную продукцию ЗШО ТЭЦ и горнопромышленных отходов. Мы готовы предложить заинтересованным структурам наиболее передовые технологии в этой области. Большое значение мы придаем развитию сотрудничества с Уссурийским войсковым казачьим обществом. ЮНЕПКОМ уже предложил, и получил поддержку со стороны Федерального агентства по рыболовству, проект по созданию общественных природоохранных инспекций с привлечением казачьих подразделений по охране нерестовых рек и прибрежных морских акваторий, лесных угодий. В планы нашего взаимодействия включены проекты по восстановлению утраченного плодородия заброшенных сельскохозяйственных земель и их эффективного освоения, переработке нефтяных отходов и иловых осадков очистных сооружений, переработке золошлакоотвалов ТЭЦ и горнопромышленных отходов, горелых лесов, вредных отходов животноводства и птицеводства. После вхождения в наш состав Института прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург), ЮНЕПКОМ стал уделять пристальное внимание вопросам экологической паспортизации отдельных территориальных образований, поскольку это очень необходимое направление работы. Руководитель и ряд специалистов этого Института по нашему настоянию принимают участие в этом Форуме. Еще одну очень важную тему, имеющую отношение к трансграничным экологическим проблемам, мы решили также вынести на площадку Форума – это лекарственные препараты в окружающей среде. Точнее сказать, не лекарственные препараты, а их неусвоенные организмом активные остатки, которые в огромном количестве поступают в системы канализации с продуктами жизнедеятельности человека и оказывают, к сожалению, никак не контролируемое воздействие на организм человека и других биологических объектов. Один из руководителей Северо-Западного отделения ЮНЕПКОМа, профессор В.К. Донченко, подробно осветит эту тему, которая с учетом такого мощного трансграничного объекта как Амур, весьма актуальна для региона. В заключение, хочу пожелать участниками Форума вынести из залов секций и круглых столов как можно больше практических и полезных идей и проектов и чтобы наш Форум продолжал жить и развиваться и стал площадкой реального сотрудничества власти, научного и делового сообщества и гражданского общества в деле сохранения окружающей природной среды. В советское время у нас был очень популярный лозунг, принадлежащий устам И.В. Мичурина «Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача!». После стольких лет необдуманного обращения с природой по милости человека у этого лозунга, по подсказке остроумных экологов появилась другая редакция: «Нельзя ждать милости от природы после то, что мы с ней сделали!!». Так давайте же не ждать этой милости и будем стараться исправить положение. Приложение Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Добавление I Перечень видов деятельности 1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий, производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки). 3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии. 5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов — с годовым производством более 20 000 тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов — с годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении других видов применения асбеста — с использованием более 200 тонн в год. 6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2 100 метров или более. 8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра. 9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1 350 тонн. 10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов. 11. Крупные плотины и водохранилища. 12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более. 13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку. 14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля. 15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе. 16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 17. Вырубка лесов на крупных площадях. * * * * * |