| Печать | |
15.12.2014 г.
Участники переговоров в Лиме принимают финальное решение, оставляя проект парижского договора открытым для обсуждения Делегаты из более чем 190 стран, участвующие во встрече в Лиме, Перу, одобрили текст документа, являющегося ключевым элементом в создании нового режима борьбы с изменением климата, который должен вступить в силу в конце этого десятилетия. Согласно договору, подписанному рано утром в воскресенье, 14 декабря, все страны-участницы выступят с самостоятельно разработанными планами по снижению выбросов и предоставлению поддержки бедным странам на эти цели. Развитые государства также призвали предоставить поддержку развивающимся странам для реализации амбициозных действий по смягчению последствий климатических изменений и адаптации к изменению климата. Кроме того, текст соглашения предусматривает дополнительную поддержку со стороны других государств. Эта часть текста характеризуется менее категоричными формулировками касательно привлечения желающих предоставить софинансирование для проектов помощи странам. Другими словами, новый текст предоставляет некоторым развивающимся странам большую гибкость в части финансовой ответственности, что вызвало негативную реакцию отдельных членов. Консенсус на 20-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) был достигнут через 30 часов после запланированного на пятницу, 12 декабря, окончания заключительного заседания. Проведенные поздно ночью консультации между президентом 20-й Конференции и делегациями стран помогли вернуть на рабочие рельсы зашедшие в субботу в тупик переговоры по проекту текста, которые проходили в рамках Специальной рабочей группы по Дурбанской платформе для более активных действий (СДП) – органе, задачей которого является выработка нового договора. Президент 20-й Конференции, Министр окружающей среды Перу Мануэль Пульгар-Видаль, официально подтвердил решение, принятое сразу после полуночи, по окончании последнего часа неформальных консультаций, не выявивших возражений делегаций сторон против предложенного текста. «Даже если кажется, что мир разделен по этому вопросу, живем мы на одной планете», – заявил Пульгар-Видаль, приветствуя решение СДП. Некоторые представители гражданского общества и экологические группы резко выступили против финального варианта текста, подчеркивая отсутствие баланса выгод для всех сторон. Борьба с изменениями климата на повестке дня в Лиме Новый 7-страничный текст соглашения, названный Принятый в Лиме призыв к борьбе с изменением климата, подтверждает намерение сторон разработать и принять глобальный договор по вопросам борьбы с изменением климата до следующей встречи в Париже в декабре 2015 года. Новое соглашение будет обязательным для всех сторон и станет сбалансированным инструментом смягчения последствий изменения климата и адаптации, финансирования, развития и передачи технологий, создания потенциала, а также прозрачности и поддержки действий по борьбе с изменением климата. Воскресное решение в Лиме демонстрирует наличие прогресса в переговорах на пути к выработке проекта договора 2015 г., который в настоящее время является приложением к тексту принятого в Лиме соглашения. Этот шаг помог формализовать 37-страничный неофициальный документ по парижскому договору, выпущенный в среду, 10 декабря, сопредседателями СДП и основанный на ранее выраженных мнениях сторон. Кроме того, стороны достигли консенсуса относительно информации, которую они могут включать в сообщения о своих определяемых на национальном уровне выбросах, являющихся составным элементом будущего парижского договора. Однако варианты предоставления более детальной информации в рамках таких сообщений были отклонены. Согласно одному из параграфов соглашения, предоставляемая информация должна включать: исходную точку отсчета, относительно которой будет рассчитываться сокращение выбросов; временные рамки сокращений; их масштаб и границы; методические подходы, а также обоснования, почему каждая сторона считает свое предложение справедливым и значительным. Хотя определяемые на национальном уровне выбросы регулируются в контексте статьи 2 Конвенции, то есть направлены на достижение конечной цели стабилизации вредных выбросов, сторонам также предложено рассмотреть их с учетом компонента по адаптации к изменению климата. В соответствии с окончательным решением СДП, информация о выбросах должна размещаться на сайте РКИК ООН, а Секретариат организации должен к началу ноября 2015 г. подготовить технический документ относительно их совокупного объема. Этот раздел соглашения был уменьшен по сравнению с предыдущими проектами документа, по которым предполагалось создание процесса предварительного обсуждения уровня выбросов, что стало явной уступкой группе развивающихся стран. Для того чтобы смягчить возражения Африканской группы и других стран, один из параграфов предусматривает, что положения об определяемых на национальном уровне выбросах вносятся в текст без ущерба форме или юридическому статусу парижского договора. Некоторые положения говорят об увеличении масштабов действий по борьбе с изменением климата до 2020 г., среди которых встречи технических экспертов по действиям с высоким потенциалом для снижения последствий изменения климата, включая адаптационные меры, а также действия, подразумевающие дополнительные выгоды для здоровья и устойчивого развития. Отчет ООН о разрыве в уровнях выбросов, представленный до встречи в Лиме, указал на необходимость достижения максимального уровня усилий по снижению выбросов до 2030 г. во избежание катастрофических последствий для климата, отмечая недостаточность текущих усилий для достижения такой цели. Окончательный вариант текста также напоминает о прошлых решениях относительно Варшавского международного механизма по потерям и ущербу, связанным с влиянием климатических изменений, – компенсационного инструмента, которым дорожат страны, наиболее затронутые изменениями климата. Ответственность за сокращение выбросов? Некоторые развивающиеся страны могут праздновать победу. Текст соглашения СДП подчеркивает необходимость подписания в Париже договора, который будет отражать принцип ООН «общей, но дифференцированной ответственности». На последнем этапе переговоров Африканская группа и другие страны настаивали на четком разграничении усилий развитых и развивающихся стран в борьбе с изменением климата. Другие стороны заявили, что в то время как никто из них не хотел отрицать важности принципа «общей, но дифференцированной ответственности», они не согласятся на раздвоенный подход к дифференциации. Приложения к РКИК ООН со списками стран были созданы в 1992 г., чтобы реализовать указанный принцип посредством установления различных национальных обязательств в зависимости от уровня развития каждого государства. Этот вопрос остается главным источником разногласий в переговорах по климату. Более того, с тех пор как на встрече в Дурбане, ЮАР, в 2011 г. стороны приняли на себя обязательство создать глобальный режим по борьбе с изменением климата, продолжаются дебаты по поводу того, сильно ли СДП отходит от принципов Конвенции и «общей, но дифференцированной ответственности». Участие неправительственных организаций Предпоследний параграф решения приветствует проведенную в прошлый четверг, 11 декабря, встречу высокого уровня по вопросам борьбы с изменением климата, направленную на формальное признание участия неправительственных организаций в усилиях РКИК ООН. Решение также призывает президентов будущих конференций сторон продолжать поддерживать подобные мероприятия. На совместной пресс-конференции в воскресенье утром, 14 декабря, президент текущей Конференции сторон Мануэль Пульгар-Видаль и Лоран Фабиус, президент следующей Конференции и Министр иностранных дел Франции, объявили о новой повестке дня действий Лима-Париж. В рамках проведенного в четверг мероприятия был запущен новый веб-портал, информирующий об усилиях, предпринимаемых городами, регионами, компаниями и инвесторами по борьбе с изменением климата. Портал Наска, названный в честь внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО перуанского местечка, известного своими геометрическими и фигурными геоглифами, демонстрирует ряд предпринимаемых мер, начиная от повышения энергоэффективности и заканчивая введением платы за выбросы углерода. «Очевидно, что правительства наконец начали привлекать неправительственных игроков к участию в процессе», – написал Джеймс Кэмерон, не обладающий исполнительными полномочиями председатель совета директоров группы по управлению зелеными активами "Climate Change Capital", подчеркивая роль неправительственных организаций в реализации обязательств сторон по борьбе с изменением климата. Мнения разделились Напряжение в СДП начало проявляться в середине прошлой недели, когда переговоры по каждой строчке обновленного проекта соглашения, выпущенного в понедельник, 8 декабря, вылились в 58 страниц текста с внесенными изменениями и предлагаемыми альтернативными формулировками. Некоторые наблюдатели заявили, что разногласия по проекту соглашения иллюстрируют степень несогласия сторон с динамикой формирования нового универсального режима по борьбе с изменением климата. В течение прошлой недели сопредседатели СДП также подверглись критике за якобы имевшую место неспособность прислушиваться к мнениям развивающихся стран и не включение их позиций в две новые редакции проекта решения, представленные в четверг вечером и на рассвете в субботу соответственно. Некоторые даже высказали опасения, что переговоры в Лиме закончатся так же, как и встреча в Копенгагене в 2009 г., когда закулисные договоренности, о заключении которых было объявлено в последнюю минуту пленарного заседания, привели к срыву переговорного процесса. Источники сообщают о серьезных дискуссиях, проходивших в течение 12 декабря, последнего дня переговоров, между президентом Конференции сторон Пульгар-Видалем и главами различных делегаций. Эти обсуждения состоялись после того, как Министр климата и окружающей среды Норвегии Тине Сундтофт и Министр окружающей среды и водных ресурсов Сингапура Вивиан Балакришнан переговорили с министрами других стран, чтобы преодолеть разногласия. В то время как консультации между президентом Конференции и различными делегациями продолжались вплоть до вечера субботы, один из перуанских чиновников рассказал BioRes, что Пульгар-Видаль тщательно взвешивал риски и пытался найти лучший способ для представления нового решения СДП, основанного на этих переговорах. Когда соглашение было достигнуто, ведущий переговорщик США и специальный посланник по вопросам изменения климата Тодд Стерн похвалил президента Конференции за усилия, направленные на завершение переговоров. «Процесс, который привел к одобрению этого решения, не всегда был прост. Даже сегодня утром царил дух неопределенности», – заявил Стерн во время заключительного пленарного заседания Конференции сторон. Финансирование усилий по борьбе с изменением климата В то время как основное внимание в конце недели сосредоточилось на СДП, Министр энергетики и климата Великобритании Эд Дэйви и Министр по вопросам охраны окружающей среды ЮАР Эдна Молева помогали ускорить переговоры по финансированию усилий, направленных на борьбу с изменением климата. Наблюдатели отмечали, что дискуссии должны завершиться до включения этого вопроса в повестку заключительного пленарного заседания. Проект решения относительно долгосрочного финансирования усилий по борьбе с изменением климата, основное внимание которого сосредоточено на том, как развитые страны смогут привлечь средства к концу десятилетия, был в конечном итоге подготовлен после обеда в субботу, 13 декабря. Разработанный после долгих споров проект решения признает предыдущие обязательства развитых стран совместными усилиями ежегодно привлекать 100 млрд долл. США до 2020 г., чтобы помочь бедным странам в борьбе с изменением климата. Документ призывает направлять большую часть собранных средств на адаптационные меры. После обеда в субботу стороны также достигли консенсуса по другим финансовым вопросам, а именно: Постоянному финансовому комитету РКИК ООН, отчету о работе и руководящим принципам Зеленого климатического фонда, а также отчету о работе и руководящим принципам Глобального экологического фонда и пятой редакции финансового механизма. После того как взятые Австралией и Бельгией в начале прошлой недели обязательства внести взносы позволили превысить целевой показатель фонда в сумме 10 млрд долл. США, Перу и Колумбия также обязались в среду, 10 декабря, направить в фонд по 6 млн долларов США. Исполнительный директор Зеленого климатического фонда Хела Чейхруху заявила журналистам в Лиме, что на текущий момент около 70 стран-участниц начали работать с новым фондом и что средства могут начать выделяться уже в 2016 г., после одобрения проектов в следующем году. Некоторые стороны выразили озабоченность относительно того, что ноябрьское решение сделать взнос в размере 3 млрд долл. США может быть заблокировано Конгрессом США, который должен одобрить выделение средств. Опасения вызваны тем, что начиная с января обе палаты законодательного органа будут находиться под контролем республиканцев и начнут соперничать с подконтрольным демократам Белым домом. Отсутствие соглашения по технологиям и финансовым связям В течение прошлой недели в СДП также продолжались переговоры в рамках мандата 2012 г. относительно связей между объектами Финансового механизма РКИК ООН и Механизмом РКИК ООН по технологиям, задачей которого является усиление развития и распространения технологий в области борьбы с изменением климата. В среду, 10 декабря, координаторы этой работы представили проект текста, однако разногласия по некоторым ключевым положениям преодолеть не удалось. Среди них – финансирование технологических проектов и проектов в развивающихся странах, а также взаимосвязь Механизма по технологиям с Зеленым климатическим фондом, который разрабатывает условия его работы. По результатам встречи текст проекта не был представлен в СДП. Обозреватели сообщают, что основным источником разногласий является отсутствие консенсуса относительно степени формализации связей между этими двумя органами. Потребность в обеспечении финансовой поддержки, необходимой для эффективного функционирования Механизма по технологиям, стала одним из ключевых аспектов, выделенных во время первой недели Конференции в рамках совместного отчета Исполнительного комитета по технологиям (ИКТ) и Центра и Сети по технологиям, связанным с изменением климата (ЦСТИК), которые являются частью механизма. Вопросы охраны прав интеллектуальной собственности, которые традиционно являются одними из наиболее спорных во время переговоров РКИК ООН по технологиям, вероятно, будут обсуждаться на встрече СДП в следующем году. Меры реагирования Во время второй недели переговоров продолжились споры по некоторым неразрешенным вопросам в рамках других органов РКИК ООН, в частности, Вспомогательного органа РКИК ООН по осуществлению (ВОО) и Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам (ВОКНТА). Стороны не смогли прийти к согласию относительно продолжения работы форума по вопросам влияния внедрения мер реагирования, мандат которого истек в прошлом году. Как сообщили BioRes различные источники, прошлые разногласия относительно необходимости создания механизма для более активных действий по мерам реагирования, предложенного Группой 77/Китаем, снова проявились в Лиме. Сторонники механизма заявили, что он может существовать параллельно с форумом с целью упрощения внедрения мер, направленных на устранение негативных социально-экономических последствий в третьих странах, вызванных мерами реагирования на изменения климата. После того как попытки достичь консенсуса в течение недели не увенчались успехом, стороны согласились продолжить работу в июне следующего года во время 42-й сессии вспомогательных органов в Бонне, Германия, чтобы разработать проект решения для принятия в Париже. В связи с этим стороны продолжат работу над заключенным в скобки и предусматривающим различные варианты продолжения работы текстом проекта соглашения, который был разработан в Лиме на прошлой неделе. (См. «Мосты»: обзор из Лимы № 2 от 8 декабря 2014 года.) Создание механизма по вопросам убытков и ущерба После длительных переговоров делегаты ВОКНТА и ВОО одобрили критерии членства в исполнительном комитете и приняли двухлетний рабочий план Варшавского международного механизма по потерям и ущербу, основанного во время Конференции сторон в прошлом году. Грузия, однако, сделала оговорку относительно некоторого несогласия с правилами, регулирующими состав исполнительного комитета, в части, касающейся ротации двух мест для сторон, не включенных в Приложение I. Президент СДП предложил региональным группам сторон, не включенным в Приложение I, продолжить переговоры, прийти к «джентльменскому соглашению» по этим вопросам и принять положения Варшавского механизма с учетом этого понимания. Следующие шаги Следующая сессия СДП пройдет 8-13 февраля 2015 г. в Женеве, Швейцария. Новыми сопредседателями СДП выбраны Ахмед Джогхлаф из Алжира и Дэниел Райфснайдер из США, задачей которых станет управление переговорами группы до истечения их мандата в следующем году. В соответствии с воскресным решением, стороны, которые готовы представить свои определяемые на национальном уровне цели по выбросам, должны сделать это до марта следующего года. Остальные стороны должны сделать это либо задолго до начала встречи в Париже, либо до 1 октября 2015 г., в зависимости от раздела решения СДП. Согласно решению сторон, встреча по вопросам борьбы с изменением климата 2016 г. состоится в ноябре в Марокко. Министр окружающей среды этой страны Хаким Эль Хаити предложил, чтобы на ней стороны рассмотрели действия по борьбе с изменением климата в разрезе будущего парижского договора. Источники: материалы ICTSD.
Биоразнообразие * Воздушная среда * Здоровье * Земельные ресурсы * Климат * Опустынивание * Стихийные бедствия * Горные районы * Лесные ресурсы * Полярные районы * Пресноводные ресурсы * Прибрежные и морские зоны * Экосистемы Новости 2014***Новости 2013 * Новости 2012 * Новости 2011 * Эконовости ООН * Новости ЮНЕП * Новости МПР Конвенции и соглашения по окружающей среде * ООН и экологическое право |