| Печать | |
06.11.2015 г. Женева, 6 ноября 2015 г. - Согласно новому докладу Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), существующие политические установки и решительный настрой государств, подающих заявления о своем вкладе в канун Парижского совещания по вопросам изменения климата, позволят ограничить антропогенные выбросы парниковых газов (ПГ) к концу 2030 года, и вместе с тем новое соглашение по климату может стимулировать дальнейшие действия по удержанию роста глобальной температуры в пределах менее 20С к 2100 году. Доклад о разрыве в уровнях выбросов представляет собой авторитетную оценку, произведенную группой ведущих ученых и экспертов в области моделирования из разных стран мира. В нем представлена оценка 119 заявлений о предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладах (ПОНУВ), поданных в аппарат Рамочной конвенции ООН об изменении климата по состоянию на 1 октября 2015 года, которые охватывают 146 стран (включая Европейский союз, подавший заявку как единое целое) и до 88 процентов глобальных выбросов ПГ в 2012 году. . Заявления о ПОНУВ предусматривают сокращение выбросов ПГ в объеме от 4 до 6 гигатонн в год в пересчете на углекислый газ (ГтСО2э/год) в 2030 году по сравнению с прогнозируемыми уровнями выбросов согласно траекториям реализации текущих политических курсов. Взятые сами по себе, прогнозы на 2030 год, основанные на текущих политических курсах, на 5 ГтСО2э/год ниже оценочного уровня в 65 ГтСО2э, базирующегося на сценариях выбросов из базы данных Пятого доклада об оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, которые исходили из предположения о том, что в период после 2010 года никакие дополнительные политические установки в области противодействия изменению климата вводиться не будут. . Это указывает на то, что усилия по решению проблем, связанных с изменением климата, в том числе предпринятые в период, предшествующий заключению Парижского соглашения, а также полная реализация ПОНУВ, могли бы сократить прогнозируемые уровни выбросов в 2030 году на дополнительные 11 ГтСО2э. Вместе с тем, такое сокращение составляет около половины суммарного объема, который требуется для достижения уровня глобальных выбросов в 42 ГтСО2э, согласующегося с вероятностью (> 66 процентов) удержания целевого показателя 2100 года в пределах менее 20С. . Проблема состоит в том, чтобы как можно скорее переломить тенденцию роста выбросов и направить ее траекторию в нисходящем направлении для обеспечения того, чтобы цель выхода на нулевое сальдо выбросов в период 2060-2075 годов осталась в пределах досягаемости. . Как заявил Директор-исполнитель ЮНЕП Ахим Штайнер, "текущие показатели ПОНУВ, в сочетании с политическими курсами, реализуемыми в течение последних нескольких лет, представляют собой реальное повышение уровня целеустремленности и демонстрируют беспрецедентную приверженность и вовлеченность государств-членов в дело решения этой крупной проблемы глобального масштаба. . Заявления о ПОНУВ, подвергнутые оценке в настоящем Докладе о разрыве в уровнях выбросов, сигнализируют о прорыве в том, что касается международных усилий по переводу кривой, характеризующей будущие выбросы, в нисходящее направление. Хотя сами по себе они являются недостаточными для удержания роста глобальной температуры в этом столетии в рекомендуемых пределах менее 2 ?С, они знаменуют исторический шаг в направлении обезуглероживания экономики наших стран. Вместе с тем, для полной ликвидации существующего разрыва крайне важно сделать так, чтобы Парижское соглашение впитало в себя тот динамичный подход, согласно которому степень целеустремленности, мобилизации финансовых ресурсов на противодействие изменению климата и других форм сотрудничества может корректироваться в восходящем направлении через равномерные промежутки времени". . Если все заявления о ПОНУВ будут реализованы в полной мере, разрыв в уровнях выбросов в 2030 году все еще составит 12 ГтСО2э, что поставило бы мир на путь удержания роста глобальной температуры к 2100 году в пределах около 3оС и повлекло бы за собой значительные климатические воздействия. Однако этот сценарий исходит из предположения о том, что страны не будут пересматривать и еще более ускорять принятие мер в последующие годы, т. е. в 2025 или 2030 году. В докладе также указывается на те неопределенности, которые заложены в различные сценарии, основанные на самых современных научных данных. . Помимо этого, в докладе рекомендуется принимать меры противодействия изменению климата уже на раннем этапе с тем, чтобы удерживать затраты на как можно более низком уровне и избежать более глубоких и более проблемных сокращений в более поздний период. . В отношении разнообразных потенциальных сценариев разрыва в уровнях выбросов в 2025 и 2030 году, в докладе делаются следующие выводы: .·
Процесс реализации ПОНУВ как фундамент ликвидации разрыва. Заявления о ПОНУВ, вероятно, окажут благоприятное влияние и за рамками оценочных сокращений уровней выбросов ПГ по мере того, как новые политические курсы и мероприятия в области противодействия изменению климата будут оживляться процессом их реализации, говорится в докладе. Подготовка заявлений о ПОНУВ стимулировала исследование взаимосвязей между процессами развития и изменения климата, а также разработку новых национальных политических курсов в области противодействия изменению климата, что может рассматриваться как первый шаг в направлении перехода к низкоуглеродной экономике. . В докладе отмечается, что участники Парижского соглашения могли бы и далее развивать эти процессы и оказывать им поддержку, а также создать рамочную основу мобилизации усилий для принятия таких более активных мер по смягчению воздействия, которые потребуются. . Имеются дополнительные возможности. Более активные действия по повышению энергоэффективности - с особым упором на промышленность, здания и транспорт - и расширение применения технологий использования в энергетике возобновляемых источников энергии станут крайне важными. В число других ключевых секторов, выдвигаемых в исследованиях на первый план, входят лесное и сельское хозяйство, а также утилизация отходов. . С учетом значительных возможностей для смягчения воздействия вследствие изменения климата посредством принятия мер в областях, связанных с лесом, особое внимание в докладе уделяется Программе "СВОД-плюс", в отношении которой делается вывод о том, что теоретически реализуемый потенциал сокращения выбросов в результате предупреждения обезлесения и мер по лесовосстановлению в странах Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Карибского бассейна в их совокупности мог бы составить 9 ГтСО2э/год. Однако реализация этого теоретического потенциала будет, вероятно, сдерживаться факторами экономики и землепользования. Этот отражает тот факт, что на исчезновение лесов, темпы которого в 2010-2015 годах достигли уровня в 7,6 млн га в год, приходится наибольшая доля выбросов, порождаемых практикой землепользования. Хотя полный потенциал Программы "СВОД-плюс" еще не исчерпан, многие страны выражают свою готовность принимать крупномасштабные меры по смягчению воздействия, связанные с лесами. Программа "СВОД-плюс" также потенциально способна внести свой вклад в крупномасштабное восстановление деградировавших лесных ландшафтов, что придаст новый импульс производству продуктов питания и окажет поддержку процессам адаптации к изменению климата. . В докладе делается вывод о том, что воздействие мероприятий, предпринимаемых в рамках Инициатив по международному сотрудничеству - таких как Руководящая группа по климатическим вопросам 40 городов "С40", Договор мэров и Инициатива по устойчивому развитию производства цемента - может также оказаться значительным. Предварительные оценки указывают, что в 2020 году соответствующий вклад составит от 0,75 до 2 ГтСО2э. . Контакты для получения дополнительной информации: . Шерин Зорба (Shereen Zorba), руководитель Информационной службы Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, тел. +254 788 526 000, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , или. Майкл Логан (Michael Logan), ответственный сотрудник Информационной службы Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, тел. +254 725 939 620, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ РЕДАКТОРОВ. Резюме Доклада о разрыве в уровнях выбросов может быть загружено с интерактивного веб-сайта ЮНЕП UNEP Live, наряду с разбивкой ПОНУВ по странам. . Справочная информация о методологии проведения оценки ПОНУВ: Оценка составных частей ПОНУВ, относящихся к смягчению воздействия, концентрируется на анализе последствий выбросов ПГ на национальном и глобальном уровнях, а также текущих тенденций динамики национальных и глобальных выбросов в период до 2030 года. Агрегированные данные по выбросам в результате реализации ПОНУВ сопоставляются со сценариями, согласующимися с целью удержания роста глобальной температуры в пределах 2оC/1,5оC сверх допромышленных уровней. Прогнозы выбросов основываются на различных исходных посылках в отношении обусловленности ПОНУВ, что приводит к их разделению на две категории: условные и безусловные ПОНУВ. Разделение на эти категории базируется на результатах работы научно-исследовательских групп, проводящих количественную оценку объема выбросов на национальном, региональном и глобальном уровнях. В отношении сторон, заявивших лишь об условных ПОНУВ, используется исходная посылка о применимости текущих траекторий выбросов. Точкой отсчета при реализации данного подхода к прогнозированию оценочного значения глобальных выбросов в 2025 году и 2030 году служат текущие траектории выбросов. По мере того, как страны подают свои заявления о ПОНУВ, количественные оценки их текущих траекторий заменяются количественной оценкой прогнозируемых значений выбросов с учетом реализации ПОНУВ. Анализ ПОНУВ, соответственно, представляет собой интерактивный процесс, а окончательное обновление данных ожидается в начале 2016 года. . Справочная информация о Программе ООН-СВОД. Программа ООН-СВОД представляет собой инициативу Организации Объединенных Наций по сотрудничеству в области сокращения выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах. Начало реализации этой Программы было положено в 2008 году, а ее осуществление выстраивается при организующей роли и на основе специальных технических знаний и опыта работы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и ЮНЕП. Программа ООН-СВОД оказывает поддержку осуществляемым под национальным руководством процессам "СВОД-плюс" и поощряет осознанное и значимое участие всех заинтересованных сторон, включая коренные народы и другие лесозависимые общины, в осуществлении мероприятий +СВОД-плюс? на национальном и международном уровнях. . Программа оказывает поддержку усилиям по формированию готовности к мероприятиям +СВОД-плюс? в 65 странах-партнерах, расположенных в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке, двумя способами: (i) путем прямой поддержки в деле разработки и осуществления Национальных программ ООН-СВОД; и (ii) посредством дополнительной поддержки национальным действиям +СВОД-плюс? путем использования общих подходов, анализов, методологий, инструментария, данных и передового практического опыта, накопленных в рамках Глобальной программы ООН-СВОД. . Биоразнообразие * Воздушная среда * Здоровье * Земельные ресурсы * Климат * Опустынивание * Стихийные бедствия * Горные районы * Лесные ресурсы * Полярные районы * Пресноводные ресурсы * Прибрежные и морские зоны * Экосистемы Новости 2014***Новости 2013 * Новости 2012 * Новости 2011 * Эконовости ООН * Новости ЮНЕП * Новости МПР Конвенции и соглашения по окружающей среде * ООН и экологическое право
|