News Feeds:

| Печать |

cop2127.11.205 г.
Заявление спецпредставителя Президента России по вопросам климата Александра Бедрицкого
о позиции Российской Федерации по основным вопросам повестки 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата / 11-го Совещания сторон Киотского протокола (Париж, Франция, 30 ноября – 11 декабря 2015 года).

Решение проблемы глобального изменения климата является одним из ключевых условий обеспечения устойчивого развития, преодоления бедности и достижения социально-экономического благополучия всех стран мира.

В этой связи необходимо широкое международное сотрудничество для обеспечения снижения выбросов парниковых газов. Признавая результаты работы многих форумов, полагаем, что РКИК ООН занимает центральное место в многостороннем сотрудничестве по проблеме изменения климата.

Российская Федерация исходит из того, что главной целью 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН)/11-го Совещания сторон Киотского протокола (КП) является принятие нового всеобъемлющего соглашения на период после 2020 г., которое определит рамки международного взаимодействия по климатической проблематике на длительную перспективу.

Главный ориентир – разработка такого универсального документа, который, сохранив позитивный багаж и наработки Киотского протокола, устранил бы все слабые стороны нынешнего климатического режима и стал прочной основой справедливого долгосрочного климатического урегулирования. Соглашение должно объединять усилия всех основных эмитентов парниковых газов. В нём должны найти адекватное отражение все основные элементы стратегии борьбы с угрозой изменения климата: меры снижения нагрузки на климатическую систему Земли и адаптации к изменяющимся климатическим условиям, финансовое содействие нуждающимся странам и передача технологий, укрепление климатического потенциала стран, механизмы обеспечения транспарентности, отчётности и соблюдения.

Новое климатическое соглашение должно строиться на основе всех принципов РКИК ООН. При этом оно должно соответствовать реалиям XXI века и ориентировать на преодоление барьера между развитыми и развивающимися государствами. Полагаем, что каждая страна вправе самостоятельно определить тот уровень обязательств, который согласуется с целями и задачами социально-экономического развития и технологическими возможностями перехода к низкоэмиссионному развитию.

Вклад развитых и развивающихся стран может быть различным по содержанию, но все вклады должны быть зафиксированы в рамках единого международно-правового документа, т. е. иметь юридически обязательный характер и подлежать отчётности на основе транспарентной системы соблюдения.

1. Поддерживаем в качестве долгосрочной коллективной цели будущего соглашения удержание роста глобальной температуры в пределах 2°С.

Для обеспечения эффективности нового соглашения необходимо чётко определить сроки его действия и подходы к обзору реализации национальных вкладов стран. Считаем, что это должен быть период, достаточный для развёртывания программ экономической модернизации и технологического перевооружения, а именно: 10 лет, т. е. до 2030 года.

В дальнейшем процесс обзора национальных вкладов каждой из сторон нового соглашения с целью разработки возможных новых вкладов на очередной период должен начинаться не ранее, чем за один год до истечения срока, установленного стороной для выполнения текущего вклада. За базовую основу в рамках такого процесса обзора должен приниматься предыдущий вклад, официально заявленный стороной для целей соглашения.

Важным для успеха Парижского соглашения является достижение согласия о том, что все страны должны разработать и иметь низкоэмиссионные стратегии своего развития.

В контексте климатических переговоров Россия представила параметры своих возможных обязательств для нового климатического соглашения: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учёта роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.

Основным направлением обновлённой Энергетической стратегии России на период до 2035 года является переход к инновационной модели развития российской энергетики, росту энергоэффективности экономики страны.

Наша страна исторически является лидером в развитии гидроэнергетики. В настоящее время объём генерации на крупных гидроэлектростанциях в нашей стране составляет 17% объёма производства электроэнергии.

Мы также активно развиваем и другие возобновляемые источники энергии: солнечную и ветрогенерацию, малую гидроэнергетику, производство энергии из биомассы. К 2035 году в соответствии с нашей новой Энергетической стратегией производство электроэнергии на основе ВИЭ должно увеличиться в 15 раз (с 2 до 29 млрд. кВт-ч), а установленная мощность соответствующих электростанций – вырасти в 23 раза (с 0,4 до 9 ГВт).

Вместе с тем в нашей стране прорабатывается в дополнение к «энергетическому подходу» для снижения эмиссии новый подход, основанный на снижении потребления материалов («подход на основе материалов»).

В России разрабатываются технологии значительного улучшения свойств существующих материалов путём создания добавок, способных улучшить одну или сразу несколько характеристик различных материалов на основе одностенных углеродных нанотрубок (ОУНТ). Промышленный способ эффективного и масштабируемого производства ОУНТ был недавно разработан у нас в стране. Согласно предварительным оценкам экспертов, реализация концепции использования ОУНТ в качестве добавки к базовым материалам может привести для России к снижению эмиссии в 2030 г. порядка 160–180 млн. т СО2-экв. Определённые перспективы имеют разработка и внедрение технологий улавливания и хранения углерода из промышленных эмиссий.

2. Вопросы адаптации к изменениям климата актуальны для всех без исключения стран и являются неотъемлемой частью повестки климатических переговоров. В рамках нового соглашения полагаем важным развивать сотрудничество в этой области и рассматривать его в контексте достижения целей устойчивого развития. Придаём важное значение развитию сотрудничества по изучению климатозависимости и адаптационного потенциала территорий и отраслей экономики. В нашей стране значительная часть среднесрочных программ социально-экономического развития российских регионов учитывает климатическую проблематику или даже содержит конкретные адаптационные мероприятия. Полезной представляется и деятельность в области адаптации других международных организаций под эгидой ООН, например, формируемая странами при координирующей роли Всемирной метеорологической организации Глобальная рамочная основа климатического обслуживания. Вместе с тем решения по адаптации в рамках нового соглашения не должны сводиться к определению новых финансовых обязательств развитых стран по оказанию помощи развивающимся, не должны порождать новые бюрократические формы работы. Полагаем, решения о введении новой отчётности по адаптации преждевременными.

3. Лесное хозяйство наряду с землепользованием входит в число секторов антропогенной деятельности, которые рассматриваются РКИК ООН и МГЭИК при оценке воздействия на атмосферные концентрации парниковых газов. Однако именно лесной сектор является исключительным, так как в результате деятельности человека в лесной экосистеме может происходить не только выброс парниковых газов, но и их поглощение и консервация.

Вместе с тем и сейчас во многих странах мира продолжается сведение лесов в результате эксплуатации лесных земель в интересах других видов хозяйственного использования. По данным ФАО, чистые выбросы парниковых газов в связи с изменением в землепользовании и обезлесения в среднем составили около 3 млрд. тонн в эквиваленте СО2 в год на протяжении десятилетия, с 2001 г. по 2010 г.

В России в целом наблюдается положительная динамика площади лесов. За последние 60 лет общая площадь лесопокрытых земель увеличилась на 17 % и в 2014 г. составила 770,6 млн. га.

Однако потери углерода (в форме выбросов СО2 в атмосферу) в результате рубок и гибели лесных насаждений от пожаров и других факторов на управляемых лесных землях изменялись от 486,2 млн. тонн СО2 до 796 млн. тонн СО2 (в среднем 587 млн. тонн СО2). За последнее десятилетие выбросы от природных пожаров и выжиганий составили от 160 до 260 млн. тонн в эквиваленте СО2. После сокращения лесопользования с конца 1990-х годов пожары стали основным фактором потерь углерода управляемыми лесами России. Часть выбросов СО2 связана с осушением лесных земель.

Российская Федерация неоднократно подчёркивала важность признания роли политики и мер для снижения выбросов ПГ и увеличения их поглощения в лесном секторе в качестве одного из наиболее важных элементов противодействия глобальному потеплению. Эта роль должна быть отражена в тексте нового климатического соглашения в общем, глобальном масштабе. Потенциал лесов должен быть использован в полной мере, без внесения искусственных ограничений на учёт их вклада, а равно без дискриминационных подходов по отношению к сторонам соглашения либо секторам экономики.

4. Принципиальное значение имеет блок вопросов по финансовому содействию, передаче технологий и укреплению климатического потенциала стран. Наращивание усилий международного сообщества по мобилизации финансовой помощи и передаче технологий является залогом активизации их усилий по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к климатическим изменениям. Вклад в реализацию мер финансово-технологического содействия должен осуществляться всеми странами, которые в состоянии сделать это с учётом достигнутого уровня социально-экономического развития. При этом адресная помощь не должна ограничиваться только кругом развивающихся стран, а предоставляться всем странам, которые в ней могут нуждаться, включая, в частности, страны с переходной экономикой.

Россия готова вносить вклад в общие усилия по мобилизации финансов на климатические цели и оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в том числе в СНГ, в интересах укрепления их потенциала в области противодействия изменению климата, но только на добровольной основе. Такое содействие может осуществляться по двусторонним каналам и в виде добровольных взносов в международные организации и финансовые механизмы, включая Зелёный климатический фонд. При этом, как страна с переходной экономикой, согласно РКИК ООН Российская Федерация не несёт юридических обязательств в части, касающейся мобилизации климатического финансирования, и не намерена брать таковые обязательства на данном этапе, исходя из учёта уровня своего социально-экономического развития и глобальных политико-экономических условий.

5.Россия считает, что в рамках нового климатического соглашения странам необходимо определиться с принципами функционирования рыночных механизмов. Рыночные механизмы могут быть только дополнительными и добровольными для применения на национальном уровне. В настоящее время у нас в стране предприняты определённые шаги по созданию механизмов стимулирования снижения выбросов. Киотский протокол позволил на практике оценить плюсы и минусы механизмов гибкости, эффективности в достижении цели. Россия поддерживает применение рыночных механизмов, стимулирующих ограничение и снижение выбросов для выполнения странами обязательств после 2020 года. При этом прерогатива определения соответствующих национальных мер в этой области, в том числе по вопросу участия в международных механизмах, остаётся суверенным правом каждого государства. Для нас неприемлемо навязывание российским компаниям подходов, применяемых в углеродных торговых схемах, созданных отдельными объединениями стран, а также принуждение к участию наших компаний в таких схемах. Полагаем необходимым исходить исключительно из норм международного права, глобального подхода к решению проблемы изменения климата и воздерживаться от принятия односторонних мер.

6. Борьба с изменением климата стала одной из 17 целей в области устойчивого развития, принятых в сентябре этого года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Лидеры большинства стран, в том числе Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, уделили внимание вопросам климата в своих выступлениях.

Достижению целей устойчивого развития прямо противоречит практика введения любых односторонних мер ограничения, затрагивающих передачу технологий, укрепление финансового потенциала той или иной страны. Политика так называемых санкций, развёрнутая США, ЕС и рядом других стран против России, которая направлена на сдерживание развития нашей экономики, имеет и негативный «зелёный след». Подобные действия могут иметь негативные последствия в краткосрочной перспективе, например для развития экологически чистой энергетики, ограничивают возможности по добыче природного газа – наиболее чистого по сравнению с углём и нефтью ископаемого топлива, развитие гидроэнергетики. Есть попытки воздействия представителей этих стран на решения Глобального экологического фонда с целью затормозить конкретные российские проекты, направленные на развитие низкоуглеродных технологий, повышение энергоэффективности и улучшение экологической обстановки. Например, в Арктическом регионе, Республике Татарстан.

Считаем, что такие подходы, в том числе «замораживание» двустороннего климатического сотрудничества, не согласуются с идеей глобального участия в снижении антропогенной нагрузки на климат и технологического взаимовыгодного сотрудничества между странами. Завершение переговоров и подписание нового соглашения возможно только при консолидации усилий всех стран – участниц процесса на основе взаимного доверия.

7. Полагаем чрезвычайно важным связь политического климатического процесса с наукой. Россия будет наращивать своё участие в деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в том числе в новом (шестом) цикле подготовки докладов. Вместе с тем хотели бы отметить, что множество вопросов остается недостаточно изученными, включая последствия воздействий изменения климата, наиболее эффективные меры адаптации и снижения антропогенного воздействия на климат.

8. Новое соглашение должно вступить в силу как можно быстрее и должно обеспечивать широкое участие стран. Основное внимание с юридической точки зрения, полагаем, должно уделяться обязательствам стран и их месту в соглашении. Предпочтительно для нас – в приложении к соглашению.

Российская Федерация заинтересована в результативности парижской встречи и нацелена на продолжение активного участия в переговорах, ориентируясь на конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в духе транспарентности и коллективной ответственности.

Изменение климата – это глобальная проблема. Поэтому необходимо искать консенсус – без навязывания интересов одной группы стран в ущерб интересам другой, а также избегая нарушений международных правовых норм и правил. В этом – ключевое условие успеха.

Биоразнообразие Воздушная среда Здоровье Земельные ресурсы Климат Опустынивание Стихийные бедствия Горные районы Лесные ресурсы Полярные районы Пресноводные ресурсы Прибрежные и морские зоны Экосистемы   

Новости 2014***Новости 2013 * Новости 2012 * Новости 2011 * Эконовости ООН * Новости ЮНЕП * Новости МПР
Новости Росприроднадзора * Новости Роснедра * Новости Росводресурсы * Новости Росгидромет

Конвенции и соглашения по окружающей среде * ООН и экологическое право  


 
envproblems
energy
erergy-fresh
ge

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
paint
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH