| Печать | |
20.11.2016 г. Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), проходившая в городе Марракеш (Марокко), завершилась в пятницу, 18 ноября, после двух недель переговоров, направленных на обсуждение вопросов реализации Парижского соглашения. В то время как в ходе первой недели участники главным образом сосредоточились на технических вопросах, вторая половина 22-й Конференции сторон собрала вместе министров и руководителей правительств для серии встреч на высоком уровне, нацеленных на принятие ключевых решений и дальнейшее закрепление политических инициатив в рамках глобального соглашения. «В этом году мы стали свидетелями невероятного импульса в сфере борьбы с изменением климата по всему миру и в ходе различных многосторонних переговоров. Этот импульс необратим – ведь он создается не только правительствами, но и наукой, бизнесом и глобальными действиями всех типов на всех уровнях», – заявили чиновники в Марракешском обращении, принятом в пятницу. К моменту завершения переговорного процесса 111 стран ратифицировали Парижское соглашение, что соответствует количеству участников мирового сообщества, ответственных за 77% мировых выбросов парниковых газов, в то время как еще до начала 22-й Конференции сторон документ был ратифицирован 97 участниками. Последствия смены президентства в США остаются неопределенными Избрание Дональда Трампа президентом США вызвало озабоченность относительно возможного отказа одного из крупнейших государств - загрязнителей атмосферы в мире от участия в глобальных усилиях по борьбе с изменением климата, учитывая неоднократные обещания Трампа, звучавшие в ходе его кампании, о выходе США из Парижского соглашения. Целый ряд стран открыто призвал продолжать международное сотрудничество, в том числе с США, подчеркивая пользу процесса как для национальных интересов, так и для благополучия планеты. Администрация Президента Барака Обамы также выступила с призывом, адресованным будущему американскому лидеру, остаться участником мировых действий, направленных на предотвращение «катастрофического ущерба» от глобального потепления. «Никто не имеет права принимать решения, влияющие на миллиарды людей, исключительно по идеологическим мотивам или без должного учета мнения», – сказал Государственный секретарь США Джон Керри в ходе своего последнего выступления на Конференции в качестве официального лица. При этом он, однако, не упомянул новоизбранного президента США по имени. «Если наши усилия не увенчаются успехом, мы станем единственным поколением в современной истории, в период кризиса переложившим ответственность на будущее», – заявил Керри. С учетом сложившейся ситуации многие наблюдатели хотят увидеть, какую же роль в новом климатическом режиме сыграет Китай. Во время Конференции сторон китайские чиновники подтвердили приверженность своим обязательствам в рамках Парижского соглашения независимо от того, что может произойти в Вашингтоне. Согласно новому Отчету по Глобальному углеродному бюджету, за последние три года объем выбросов относительно стабилизировался, что стало возможным отчасти благодаря недавнему снижению выбросов Китаем. На этой неделе сотни представителей бизнеса направили письмо, призывающее американских лидеров и законодателей гарантировать активное участие Вашингтона в Парижском соглашении, а также оказывать поддержку проектам по инвестированию в низкоуглеродные сектора и политическим инициативам, предпринимаемым по этому вопросу как в США, так и за их пределами. «Неспособность построить низкоуглеродную экономику ставит в опасность процветание Америки. Однако правильные действия помогут создать рабочие места и повысить конкурентоспособность США», – говорится в письме, подписанном такими компаниями, как General Mills, Hewlett Packard и Ben & Jerry's Homemade, Inc. Кроме того, в ходе встречи на высоком уровне более сотни лидеров бизнес–сообществ представили планы, поддерживающие усилия по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним в соответствующих странах. Долгосрочные стратегии по борьбе с изменением климата Помимо весьма амбициозных «предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладов» (ПОНВ), Парижское соглашение также требует от стран представить долгосрочные планы по борьбе с изменением климата. В ходе второй недели переговоров в Марракеше Канада, Германия, Мексика и США первыми опубликовали свои среднесрочные стратегии по борьбе с изменением климата. США и Канада пообещали к 2050 г. снизить выбросы на 80% от уровней 2005 г., а план Германии отражает цель ЕС снизить выбросы на 80–95% от уровней 1990 года. Мексика же планирует сократить выбросы на 50%, отсчитывая от уровней 2000 года. Альянс, образованный из почти 50 развивающихся стран, известный как «Форум стран, уязвимых к изменению климата» (Climate Vulnerability Forum), в пятницу принял на себя обязательство полностью перейти на возобновляемые источники энергии, а также представить обновленные ПОНВ и разработать среднесрочные и долгосрочные планы по борьбе с изменением климата до 2020 года. Еще одним примечательным событием стала презентация Платформы для поиска путей развития до 2050 г. известными активистами движения против изменения климата Лоранс Табиана из Франции и Хакимой эль-Хаите из Марокко. Целью платформы является поддержка коллективных действий по разработке «глубоких стратегий декарбонизации» на предстоящие десятилетия. Более 20 стран, а также представители различных субнациональных органов власти и частного сектора подтвердили участие в платформе. Работа над режимом Парижского соглашения В рамках Специальной рабочей группы по Парижскому соглашению (СРГП), задача которой состоит в подготовке к вступлению соглашения в силу и первому заседанию его руководящего органа, Конференции сторон, действующей в качестве совещания Сторон соглашения (КСС 1), участники переговоров также смогли продвинуться по всем пунктам повестки дня. В числе вопросов, которые обсуждались делегациями, были дальнейшие консультации по ПОНВ, сообщения по вопросам адаптации, структура для обеспечения транспарентности, глобальное подведение итогов по коллективному прогрессу, а также создание комитета для содействия имплементации и соблюдению соглашения. Несмотря на уже достигнутый прогресс на переговорах, СРГП подчеркнула в своих выводах, что странам предстоит провести еще большой объем работы. Участникам было предложено поделиться своим видением дальнейшей деятельности в общем и по конкретным пунктам повестки дня. Сопредседатели СРГП также подготовят неофициальные резюме по итогам заседаний в Марракеше. Поскольку СРГП должна разработать проекты решений для КСС 1, раннее вступление Парижского соглашения в силу вызвало вопросы относительно дальнейшего проведения сессии. Принимая во внимание то количество времени, которое требуется для разработки свода правил для Парижского соглашения, делегаты провели консультации о датах возобновления работы КСС 1, официально начавшейся во вторник. Некоторые страны выступали за возобновление сессии в 2017 г., в то время как другие призвали отложить встречу до 2018 года. В конце концов, они договорились завершить разработку свода правил не позднее 2018 г. и встретиться для обсуждения хода работы через год. Решение также призывает СРГП продолжить рассмотрение других, еще не обсуждавшихся, вопросов имплементации соглашения. Будущее Адаптационного фонда также вызвало массу дебатов. Фонд финансирует проекты по адаптации к последствиям изменения климата в развивающихся странах в рамках Киотского протокола. Стороны пришли к выводу, что Фонд должен работать на благо Парижского соглашения и что институциональные решения по нему должны быть приняты в 2018 году. На этой неделе стороны пообещали выделить Фонду дополнительные объемы финансирования в размере более 81 млн долларов США. Финансирование усилий по борьбе с изменением климата В среду чиновники провели министерскую встречу высокого уровня по вопросам финансирования усилий по борьбе с изменением климата, чтобы обсудить действия развитых стран по ежегодному сбору 100 млрд долл. США до 2020 г. для оказания помощи развивающимся странам. На прошлой неделе Постоянный комитет РКИК ООН по финансам подтвердил в своем отчете, что, несмотря на определенные успехи, сбор средств осуществляется на недостаточном уровне. Министры малых островных государств, страдающих от последствий изменения климата, поприветствовали ход работы, отметив при этом существование различных проблем. «Ужасно, когда такая маленькая островная страна, как моя, находящаяся на высоте менее двух метров над уровнем моря и на передовой этой битвы, все еще испытывает сложности с привлечением очень скромных сумм финансирования из государственных и частных источников», – заявил представитель Маршалловых островов. По данным Доклада Всемирного банка и Глобального фонда снижения риска стихийных бедствий и ликвидации их последствий, экстремальные погодные явления ежегодно увеличивают количество бедных людей на 26 миллионов. В ходе Конференции сторон в Марракеше развитые страны подтвердили свои цели и намерения по выделению 100 млрд долларов США. Председатель Конференции и Министр иностранных дел и сотрудничества Марокко Салахеддин Мезуар пообещал посвятить 2017 г. работе в этом направлении, в том числе привлечению частного сектора. «Учитывая масштаб действий, необходимых для преодоления последствий изменения климата, миллиарды неизбежно должны превратиться в триллионы», – сказал Салахеддин Мезуар. Стимулирование развития климатических технологий Принимая во внимание роль климатических технологий в крупномасштабных структурных изменениях, необходимых для достижения целей Парижского соглашения, на Конференции сторон прошли переговоры по различным технологическим аспектам. Стороны согласились, что регуляторная структура, устанавливаемая в отношении технологических решений Парижского соглашения должна быть «краткой, лаконичной, сбалансированной и всеохватывающей, а также достаточно гибкой для адаптации к изменениям с течением времени». Первоначально она должна включать такие темы, как инновации, внедрение, создание благоприятной среды и институционального потенциала, сотрудничество и участие ключевых сторон, а также оказание поддержки. Стороны, наблюдатели и другие заинтересованные лица могут представить свои предложения до следующего апреля, то есть до возобновления обсуждений в мае. В понедельник, 14 ноября, стороны также приняли решения по совместному ежегодному отчету Исполнительного комитета по технологиям и Центра и Сети по технологиям, связанным с изменением климата. Эти два органа являются политической и практической ветвями механизма РКИК ООН по технологиям. Стороны договорились учесть и принять во внимание те трудности, с которыми придется столкнуться Центру и Сети в устойчивом финансировании, и необходимость предоставления дальнейшей поддержки. В результате Канада, Дания, ЕС, Германия, Италия, Япония, Корея, Швейцария и США выделили Центру и Сети финансирование в размере более 23 млн долларов США. Участники переговоров также обсудили возможность оптимизации связи между механизмами РКИК ООН по технологиям и финансам. Итоговое решение Конференции сторон поощряет различные формы сотрудничества между ними и содержит обещание продолжить рассмотрение этого вопроса на Конференции сторон в 2018 году. Будущие углеродные рынки? Учитывая существующие разногласия по управлению углеродными рынками, переговоры по «согласованным подходам» при имплементации сторонами ПОНВ (этот вопрос регулируется статьей 6 Парижского соглашения) продвинулись только по процедурным вопросам. Источники сообщают, что некоторые страны выступили с призывом к созданию централизованного рынка под эгидой РКИК ООН по аналогии с рынком, существовавшем в рамках Киотского протокола. Другие поддержали идею более гибкого подхода, позволяющего странам сотрудничать при ограниченном централизованном управлении. Некоторые усилия в этом направлении уже предпринимаются. Примером может служить инициированная Новой Зеландией Министерская декларация по углеродным рынкам, среди подписантов которой на этой неделе была и Великобритания. Делегаты также рассмотрели роль Механизма чистого развития (МЧМ) (основного инструмента углеродного рынка в рамках Киотского протокола) после 2020 года. В частности, они обсудили использование кредитов МЧМ для выполнения целей Парижского соглашения. Широкая доступность дешевых кредитов вызвала определенные опасения, связанные с тем, что продолжение их использования может повредить новым усилиям, направленным на смягчение последствий изменения климата. Однако другие страны отметили, что МЧМ уже привел к сокращению выбросов в 95 развивающихся странах на более чем 1,7 млрд тонн и привлечению более 300 млрд долларов США в качестве инвестиций. Некоторые участники также указали на связь статьи 6.2 Парижского соглашения, в соответствии с которой создается новый механизм, с рынками, существующими в рамках Киотского протокола. Такое сходство позволяет вести речь о возможности принятия централизованного управления для будущих углеродных рынков. Председательство на следующей Конференции сторон В следующем году 23-я Конференция сторон РКИК ООН пройдет в Бонне (Германия) под председательством Фиджи. ПоследующаяКонференциясторонсостоитсяв 2018 г. вПольше. Источники: информацияМЦТУР; "Germany widens work on CDM's future as UN talks hold it in limbo", CARBON PULSE, 16 ноября 2016 г.; "Countries Pledge Millions for Technology Transfer to Implement Paris Agreement", CTCN, 16 ноября 2016 г.; "China warns Trump against abandoning climate deal," FINANCIAL TIMES, 11 November 2016. Биоразнообразие * Воздушная среда * Здоровье * Земельные ресурсы * Климат * Опустынивание * Стихийные бедствия * Горные районы * Лесные ресурсы * Полярные районы * Пресноводные ресурсы * Прибрежные и морские зоны * Экосистемы Новости 2016 * Новости 2015 * Новости 2014 * Новости 2013 * Новости 2012 * Новости 2011 * Эконовости ООН * Новости ЮНЕП * Новости МПР Конвенции и соглашения по окружающей среде * ООН и экологическое право |