| Печать | |
07.05.2020 г. Во Всемирной метеорологической организации (ВМО) обеспокоены серьезным воздействием мер, принятых для борьбы с пандемией COVID-19, на количество и качество метеорологических наблюдений. Так, масштабы таких наблюдений с самолетов сократились в среднем на 75—80 процентов. А в Африке и некоторых районах Центральной и Южной Америки, где многие станции работают не в автоматическом, а в ручном режиме, не ведется и наземный мониторинг. ВМО обеспечивает наблюдение за состоянием атмосферы и поверхности океана, используя наземные, морские и спутниковые приборы. Полученные данные эксперты анализируют для подготовки прогнозов погоды, рекомендаций и оповещений. «Сотрудники национальных метеорологических и гидрологических служб продолжают выполнять свои основные функции круглосуточно и без выходных, но сталкиваются со все более серьезными трудностями, вызванными пандемией коронавирусной инфекции, особенно в развивающихся странах», - заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас. Вместе с тем, по его словам, на их работе сказываются ограничения, введенные в связи с пандемией. По мере приближения сезона атлантических ураганов пандемия COVID-19 создает дополнительные трудности для стран, которым угрожают экстремальные погодные явления. Поэтому важно, чтобы правительства использовали все возможности раннего оповещения и наблюдения за погодой на национальном уровне. Многие компоненты системы наблюдения, например спутниковые, а также наземные сети наблюдения частично или полностью автоматизированы. Они будут функционировать без существенного сбоя в течение нескольких недель, а в некоторых случаях даже дольше. Однако и они требуют технического обслуживания и перестановки оборудования. Данные с самолетов Огромный вклад в систему передачи метеорологических данных с самолетов вносят коммерческие воздушные суда. Они используют бортовые датчики, компьютеры и системы связи для сбора, обработки, форматирования и передачи данных метеорологических наблюдений на наземные станции по радио- и спутниковой связи. До COVID-19 благодаря авиакомпаниям ежедневно проводилось более 800 тысяч наблюдений за температурой воздуха, скоростью, направлением ветра и т. д. В сборе такой информации участвовали 43 авиакомпании и несколько тысяч самолетов. Однако сокращение числа коммерческих рейсов в связи с пандемией привело к сокращению метеорологических наблюдений с авиационных платформ примерно на 75-80 процентов. Чтобы частично компенсировать сокращение объемов данных, получаемых с самолетов, некоторые страны вводят в действие дополнительные радиозонды. Это происходит по большей части в Европе при координации со стороны Европейской сети метеорологических служб. Наземные наблюдения В большинстве развитых стран наземные метеорологические наблюдения почти полностью автоматизированы. Однако многие развивающиеся страны по-прежнему полагаются на наблюдения специалистов, а они находятся сейчас на самоизоляции или на карантине. Морские наблюдения ВМО осуществляет также мониторинг наблюдений, поступающих от морских систем наблюдения, которые предоставляют важнейшую информацию с 2/3 поверхности Земли, покрытой океанами. Эти системы также в высокой степени автоматизированы. Ожидается, что большинство их компонентов будут продолжать исправно действовать в ближайшие несколько месяцев. Однако по-прежнему нужно будет передислоцировать дрейфующие буи и поплавки, обслуживать причалы и калибровать системы наблюдения на судах. Космические наблюдения В качестве позитивного момента в ВМО отметили стабильность космического компонента системы наблюдений за погодой. В настоящее время непрерывные высокоавтоматизированные наблюдения обеспечивают 30 метеорологических и 200 исследовательских спутников. Ожидается, что в краткосрочной перспективе космический компонент системы наблюдений будет полностью сохранять свою работоспособность. В ВМО подчеркнули, что нынешний кризис и проблемы со сбором данных с самолетов еще раз показали, насколько важно иметь взаимодополняющие системы метеорологических наблюдений. |