| Печать | |
6.09.2020 г. Из-за пандемии COVID-19 миллионы людей лишились возможности путешествовать, многие трансграничные скоростные дороги опустели, самолеты стали летать гораздо реже. Однако пандемия не смогла остановить трансграничные загрязнения окружающей среды. Любой выброс вредных веществ в атмосферу в одной из стран тут же оказывается в воздухе соседней. Об этом напоминают в Европейской экономической комиссии ООН по случаю Международного дня чистого воздуха и голубого неба, который ежегодно отмечается 7 сентября. Эксперты ООН называют загрязнение воздуха «невидимым убийцей». От его последствий каждый год умирают 7 млн человек. Загрязнение воздуха является причиной респираторных, инфекционных и сердечных заболеваний, инсульта, рака легких и осложнений, связанных с беременностью. У детей, вдыхающих грязный воздух, все чаще проявляется астма, хроническая легочная недостаточность, задержка роста, диабет, детское ожирение и умственная отсталость. В период борьбы с COVID-19, когда люди стали меньше летать на самолетах и пользоваться общественным транспортом, ученые обнаружили во многих городах мира резкое снижение концентрации загрязнителей воздуха, особенно уровня содержания оксидов азота. Это стало, в основном, следствием сокращения движения транспорта в городских районах. Уровень загрязнения в Мадриде, например, снизился примерно на 50 процентов. Подобные ситуации сложились и в других крупных городах. Однако, как отмечают эксперты, качество воздуха зависит от множества других загрязнителей, не связанных с транспортом. Например, уровень загрязнения атмосферы мелкими частицами, попадающими в воздух при отоплении жилых и других зданий или при удобрении полей, не снизился. «Это показывает, что для эффективной защиты от воздействия загрязнения воздуха в городах важны комплексные межотраслевые меры, выходящие за рамки транспортного сектора», - говорится в сообщении Европейской экономической комиссии ООН. Его авторы напомнили, что загрязнение воздуха наносит вред не только здоровью человека, но и экономике. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды составляет не менее 20 процентов национального ВВП в 10 странах европейского региона. Накануне Международного дня чистого воздуха в Европейской экономической комиссии ООН напомнили о важности соблюдать Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Спустя 40 лет эта Конвенция остается единственным региональным документом подобного рода в мире. Она играет важнейшую роль в налаживании международного сотрудничества, особенно в свете того, что загрязнители воздуха пересекают национальные границы и могут перемещаться на тысячи километров. Коллективные усилия в рамках Конвенции уже дали результаты: например, с 1990 года в Европе выбросы вредных веществ, включая твердые частицы и серу, сократились на 30-80 процентов. Однако предстоит решить еще много задач. Согласно недавнему исследованию ООН, уровень загрязнения воздуха не превышает минимально допустимых норм только в десяти странах, входящих в Европейскую экономическую Комиссию: Ирландии, Исландии, Испании, Эстонии, Канаде, Норвегии, Португалии, США, Швеции и Финляндии. |