| Печать | |
23.03.2023 г. Казахстан – водозависимая страна с нарастающей проблемой дефицита воды. О том, какие меры принимают власти, чтобы избежать кризиса, и о сотрудничестве с соседними странами, с которыми Казахстан делит свои водные ресурсы, Людмила Благонравова расспросила министра экологии и природных ресурсов этой страны Зульфию Сулейменову. Она принимает участие в Конференции ООН по воде, которая проходит в эти дни в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. ЛБ: По данным ООН, уже к 2030 году Казахстан может столкнуться серьезным дефицитом воды. Что делается в стране, чтобы этого избежать? ЗС: Действительно, нас очень беспокоит вопрос нарастающего дефицита воды. Одна из особенностей нашей страны заключается в том, что страна очень большая, и это замечательно, но вместе с тем водные ресурсы распределены неравномерно. Это требует регионального подхода в части того, где и как мы используем воду. Работа ведется в двух направлениях. С одной стороны, это усиление более скоординированного и интегрированного управления водными ресурсами, укрепление бассейнового принципа управления. Когда мы управляем бассейнами, это позволяет более равномерно и более комплексно подходить к управлению водными ресурсами. Мы сейчас, в частности, пересматриваем законодательство. Президент Токаев говорил о том, что нужно более интегрированно, более комплексно решать вопросы воды, в связи с чем необходимо разработать новый водный кодекс. Наш действующий кодекс был разработан в 2003 году, уже 20 лет прошло, и, конечно, это требует переосмысления подходов к управлению водой. Это, в том числе, улучшение культуры использования воды, внедрение водосберегающих технологий, повышение продуктивности использования воды. Второе большое направление работы – трансграничное сотрудничество. Семь из восьми бассейнов рек в Казахстане являются трансграничными. Почти половина воды приходит из других государств. Мы очень тесно работаем с нашими соседями, у нас есть комиссии, как в части охраны и использования водных ресурсов, так и в части сохранения экосистем. Например, с Российской Федерацией это комиссия по сохранению экосистемы реки Урал, или Жайык, у нас есть Чу-Таласская комиссия с Кыргызстаном, с Узбекистаном, также есть двусторонняя комиссия с Китайской Народной Республикой по недопущению загрязнения, аварий, мы также ведем большую работу по вопросам вододеления. Это довольно большой фронт работы. Отдельно хотелось бы отметить фактор изменения климата. Не говорить о нем мы не можем. Мы уже наблюдаем в Казахстане последствия, о которых мы часто говорим на больших конференциях. За последние 100 лет у нас температура повысилась на 2 градуса. Это приводит к деградации ледников. Я сама поднималась два года назад на наш эталонный ледник Туюксу. Там наблюдения начались в 1958 году. За последние 50-60 лет ледник отступил более чем на один километр и потерял треть своего объема. Для нас это – водные ресурсы, и мы понимаем, что это будет иметь негативные последствия. С другой стороны, в 2021 году мы приняли новый экологический кодекс, в который мы включили отдельную главу по адаптации к изменению климата. В ее рамках мы определяем водные ресурсы как сектор, который является наиболее уязвимым к изменению климата и требует адаптационных мероприятий. Мы ведем работу по оценке уязвимости сектора и выработке соответствующих мероприятий для того, чтобы минимизировать негативные последствия изменения климата, которые могут негативно сказываться на благополучии и благосостоянии населения. ЛБ: В глобальном масштабе есть два направления работы по борьбе с изменением климата – это адаптация, и с другой стороны – это меры по предотвращению дальнейшего потепления, повышения температур. Что делается в этом направлении? ЗС: Казахстан на сегодняшний день является достаточно углеродоемкой экономикой. Мы понимаем свою роль и свой углеродный след. Именно поэтому в 2021 году, когда прошел Саммит климатических амбиций, президент Токаев объявил, что Казахстан, будучи ответственным участником международного сообщества, понимает, что необходимо сокращать свой углеродный след. И мы сказали, что будем пытаться достичь углеродной нейтральности. Недавно мы приняли стратегию по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Для нашей экономики – это достаточно амбициозная задача, поскольку экономика очень углеродоемкая, в основном она работает на угле. Когда мы говорим о переходе на низкоуглеродное развитие, мы говорим о достаточно большой структурной трансформации экономики страны. ЛБ: Я хотела бы вернуться к упомянутому Вами вопросу о региональном подходе и о совместном управлении трансграничными водными ресурсами. Это актуальный вопрос для большинства стран. Казахстан присоединился к соответствующей конвенции еще в 2000 году, и в первый день Конференции по воде еще 10 стран заявили, что они тоже собираются присоединиться к Конвенции по трансграничным водам. Насколько это эффективный инструмент? ЗС: Это достаточно эффективный инструмент. Если брать международное водное право, есть две большие конвенции. Конвенция 1992 года имеет довольно широкий охват. Мы присоединились в 2001 году, и с тех пор у нас очень много чего было сделано. Один из самых действенных механизмов конвенции – национальные водные диалоги, которые позволяют создать необходимую платформу между заинтересованными сторонами для того, чтобы обсуждать и находит решения проблем в области воды. Согласно конвенции, при управлении водными ресурсами необходимо придерживаться бассейнового принципа. Очень многие бассейны являются трансграничными. Конвенция содействовала в создании Чу-Таласской комиссии между Казахстаном и Кыргызстаном. Сегодня эта комиссия является очень действенным и очень важным инструментом в части совместного управления реками. В прошлом году в рамках Конвенции по воде и при содействии Конвенции по промышленным авариям мы реализовывали совместный проект между Казахстаном и Узбекистаном по предотвращению загрязнения реки Сырдарья. Все эти проекты в рамках конвенции очень важны, поскольку они позволяют предотвращать негативное воздействие на трансграничные реки. Важны также сами принципы, заложенные в конвенции, они позволяют выстраивать понятное, предсказуемое взаимодействие между государствами. Это обязательство сотрудничать, ненанесение вреда и справедливое пользование водой. То есть каждая страна может использовать воду, не нанося вреда другим странам. И наше взаимодействие с нашими соседями в управлении трансграничными водными ресурсами основывается на этих принципах. ЛБ: Различные структуры ООН оказывают поддержку Казахстану в том, что касается охраны и использования водных ресурсов. Вы может привести успешные примеры такого сотрудничества? ЗС: Мы очень тесно взаимодействуем со структурами ООН по очень широкому спектру вопросов. Один из ярких и интересных проектов, который буквально завершился в прошлом году при поддержке Евросоюза и ЕЭК ООН – это проект по недопущению аварийных загрязнений реки Сырдарья, а также по эффективному управлению хвостохранилищами, поскольку любое загрязнение будет иметь трансграничное воздействие, что подрывает экосистемы и в долгосрочной перспективе негативно сказывается на благосостоянии населения. ЛБ: Конференция по воде, которая сейчас проходит в ООН, – первая за десятилетия. Чего вы от нее ожидаете? ЗС: Да, мы подсчитали, что где-то 45 лет прошло со времен последней конференции по воде. Вопросы воды, особенно в последние годы обострились. Это связано с рядом факторов, начиная от антропогенного воздействия, загрязнения и заканчивая изменением климата. Проблемы воды необходимо решать сообща. То, что сейчас проходит всемирная водная конференция, – это возможность уделить то внимание проблематике воды, которого она заслуживает. Обычно мы обсуждали проблемы воды в контексте другой, более широкой повестки – экологической или климатической. Пришло время обсуждать их как отдельную проблематику, учитывая комплексность и сложность данного вопроса. Ожидание достаточно высокие. Надеемся, что с партнерами удастся сверить часы и понять, где мы находимся, какие имеются проблемы, вызовы и как можно решать их сообща. Надеемся услышать какие-то интересные, яркие идеи по решению водных проблем. |