News Feeds:

| Печать |

plastic16.05.2023 г.
ООН описывает возможности уменьшения объема глобального загрязнения пластиком

Найроби, 16 мая 2023 г. Согласно выводам нового доклада Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), загрязнение пластиком может уменьшиться на 80 процентов к 2040 году, если страны и компании проведут глубокие изменения в политике и на рынках, используя имеющиеся технологии. Доклад опубликован в преддверии второго раунда переговоров в Париже, посвященном глобальному соглашению о борьбе с загрязнением пластиком, и описывает масштабы и характер перемен, необходимых для прекращения загрязнения пластиком и создания экономической модели замкнутого цикла.

«Перекрыть поток: каким образом мир может покончить с пластиковым загрязнением и создать экономическую модель замкнутого цикла» – это ориентированный на решения анализ конкретных пластмасс, изменений на рынке и политики, которые могут послужить основой для изменения мышления правительств стран и действий бизнеса.

«То, как мы производим, используем и утилизируем пластмассы, загрязняет экосистемы, создает риски для здоровья людей и дестабилизирует климат, – заявила исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен. – В данном докладе ЮНЕП излагается стратегия, позволяющая значительно снизить эти риски за счет применения циркулярного подхода, который не допускает попадания пластмасс в экосистемы, в наши тела и в экономику. Если мы будем следовать этой стратегии, в том числе и на переговорах по соглашению о борьбе с загрязнением пластиком, то сможем добиться крупных социально-экономических и экологических побед».

Необходимые перемены рынка для его трансформации по направлению к цикличности

Для уменьшения объема загрязнения пластиком на 80 процентов по всему миру к 2040 году и уменьшения масштаба проблемы в докладе предлагается сначала устранить пластик, который является причиной проблем и без которого можно обойтись. Далее авторы доклада призывают внедрить три изменения на рынке – повторное использование, вторичную переработку, переориентацию и диверсификацию товаров.

    1. Повторное использование: продвижение вариантов повторного использования, включая бутылки многоразового использования, дозаторы для сыпучих материалов, схемы возврата депозитов, схемы возврата упаковки и т. д., поможет уменьшить объемы загрязнения пластиком на 30 процентов к 2040 году. Для реализации его потенциала правительства должны оказать поддержку для создания более веских экономических обоснований для внедрения многократного использования.
    2. Вторичная переработка: уменьшение объемов загрязнения пластиком еще на 20 процентов к 2040 году может быть достигнуто при условии, что переработка отходов станет более стабильным и прибыльным делом. Отмена субсидий на добычу и производство ископаемого топлива, обеспечение соблюдения руководящих принципов проектирования для повышения пригодности к вторичной переработке и другие меры позволили бы увеличить долю экономически пригодных для вторичной переработки пластмасс с 21 до 50 процентов.
    3. Переориентация и диверсификация: тщательная замена таких товаров, как пластиковая упаковка, пакеты и упаковка для еды навынос, продукцией, изготовленной из альтернативных материалов (бумага или компостируемые материалы), поможет обеспечить дополнительное уменьшение объемов загрязнения пластиком на 17 процентов.

Даже при условии соблюдения вышеуказанных мер к 2040 году все равно потребуется ежегодная безопасная утилизация 100 миллионов метрических тонн пластмасс, состоящих из одноразовых и недолговечных товаров, а также значительного наследия уже имеющегося загрязнения пластиком. Эту проблему можно решить, установив и внедрив стандарты проектирования и безопасности для утилизации пластиковых отходов, не подлежащих вторичной переработке, а также возложив на производителей ответственность, в частности, за то, что продукты содержат микрочастицы пластика.

В целом переход к экономической модели замкнутого цикла сэкономил бы 1,27 трлн долларов США с учетом затрат и доходов от переработки отходов. Еще 3,25 трлн долларов США были бы сэкономлены за счет избежания таких внешних воздействий, как воздействие на здоровье и климат, загрязнение воздуха, деградацию морских экосистем и расходов, связанных с судебными исками. Кроме того, такой сдвиг может привести к увеличению числа рабочих мест до 700 тысяч к 2040 году, главным образом в странах с низким уровнем дохода, что значительно улучшит условия жизни миллионов занятых в этом неформальном секторе людей.

Для внедрения рекомендуемых системных изменений необходимы значительные инвестиционные затраты, однако они меньше текущих расходов без данных системных изменений: 65 млрд долларов США в год по сравнению со 113 млрд долларов США в год. Многое из этого можно мобилизовать, переведя запланированные инвестиции в новые производственные мощности, в которых больше нет нужды благодаря сокращению материальных потребностей или введения налога на производство первичного пластика в необходимую инфраструктуру замкнутого цикла. Однако время имеет решающее значение: задержка на пять лет может привести к увеличению объема загрязнения пластиком на 80 млн метрических тонн к 2040 году.

Самые высокие затраты как при одноразовой, так и при замкнутой экономической модели связаны с эксплуатацией. Благодаря регулированию, гарантирующему, что пластмассы спроектированы таким образом, чтобы они оставались в экономике замкнутого цикла, схемы расширенной ответственности производителя (РОП) могут покрыть эти эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением цикличности системы, требуя от производителей финансировать сбор, переработку и ответственную утилизацию пластмассовых изделий по истечении срока службы.

Согласованная на международном уровне политика поможет преодолеть ограничения национального планирования и действий бизнеса, поддержать процветающую глобальную экономическую модель замкнутого цикла для пластмасс, раскрыть возможности для бизнеса и создать рабочие места. Все это поможет создать согласованные стандарты подлежащих запрету пластиковых товаров, базу трансграничных знаний, правила о необходимых минимальных рабочих стандартах схем РОП, а также другие стандарты.

В докладе рекомендуется внедрить глобальную налогово-бюджетную систему в международную политику с тем, чтобы позволить переработанным материалам конкурировать на равных с первичными материалами, экономить за счет масштаба решений и создавать системы мониторинга и механизмы финансирования.

Важно отметить, что руководящим органам рекомендуется применять подход, который объединяет инструменты регулирования и политику, охватывающие действия на протяжении всего жизненного цикла, поскольку они взаимно усиливают друг друга на пути к преобразованию экономики. Например, правила проектирования, позволяющие сделать продукцию экономически пригодной для вторичной переработки, могут быть объединены с целевыми показателями по включению переработанного содержимого и налоговыми стимулами для предприятий по переработке отходов.

Кроме того, в докладе рассматриваются конкретные политические меры, включая стандарты дизайна, безопасности компостируемых и биоразлагаемых пластмасс, целевые показатели минимальной переработки, схемы РОП, налоги, запреты, стратегии коммуникации, государственные закупки и маркировка.

НА ЗАМЕТКУ РЕДАКТОРУ

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

ЮНЕП является ведущим мировым голосом в защиту окружающей среды. Будучи лидером, она поощряет партнерство в заботе об окружающей среде, вдохновляя, информируя и давая странам и народам возможность улучшать качество своей жизни без ущерба для будущих поколений.

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации: Отдел новостей и связей со СМИ Программы ООН по окружающей среде.

https://www.unep.org/ru/novosti-i-istorii/press-reliz/oon-opisyvaet-vozmozhnosti-umensheniya-obema-globalnogo-zagryazneniya

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH