News Feeds:

| Печать |

сщз2820.11.2023 г.
Страны должны пойти дальше нынешних парижских обязательств или они столкнутся с глобальным повышением температуры на 2,5-2,9°C

  • Прогнозируемые объемы выбросов к 2030 году должны сократиться на 28-42 процента, что позволит сдерживать увеличение температуры до 2°C и 1,5°C.
  • Неустанная работа с целью смягчения последствий изменения климата и низкоуглеродные реформы необходимы для сокращения разрыва в уровне выбросов.
  • КС 28 и Глобальная оценка дают возможность спланировать намного больше к следующему раунду климатических обязательств.

Найроби, 20 ноября 2023 г. В то время как глобальные температуры и объемы выбросов парниковых газов бьют рекорды, в последнем докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) о разрыве в уровне выбросов отмечается, что текущие обязательства в рамках Парижского соглашения ставят мир на путь повышения температуры на 2,5-2,9°C выше доиндустриального уровня в этом столетии, указывая на настоятельную необходимость активизации действий против изменения климата.

Опубликованный в преддверии саммита по вопросам изменения климата 2023 года в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) доклад о разрыве в уровне выбросов за 2023 год «Заезженная пластинка: температура установила новые рекорды, однако миру не удается сократить объемы выбросов (снова)» показывает, что для обеспечения сокращения объема прогнозируемых выбросов парниковых газов к 2030 году на 28 процентов при температуре 2°C и 42 процентов при температуре 1,5°C необходимы изменения на глобальном уровне.

«Мы знаем, что ограничение в 1,5 градуса все еще можно сделать реальностью. Для этого необходимо вырвать отравленный корень климатического кризиса: ископаемое топливо. И это требует справедливого перехода к возобновляемым источникам энергии», – сказал Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

Сохранение возможности достижения температурных целей Парижского соглашения зависит от значительного усиления мер смягчения последствий изменения климата в этом десятилетии, направленных на сокращение разрыва в уровне выбросов. Это поможет достижению более амбициозных целей к 2035 году в следующем раунде взятия определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) и повысит шансы на выполнение обязательств о чистом нулевом уровне, которые в настоящее время покрывают около 80 процентов глобальных выбросов.

«На планете не осталось ни одного человека или экономики, не затронутых изменением климата, поэтому мы должны прекратить устанавливать нежелательные рекорды по выбросам парниковых газов, глобальным температурным максимумам и экстремальным погодным условиям, – заявила исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен. – Вместо этого мы должны поменять заезженную пластинку со старыми слабыми планами и действиями и начать устанавливать другие рекорды: по сокращению выбросов, по экологичным и справедливым переходам, по климатическому финансированию».

Побитые рекорды

До начала октября этого года было зафиксировано 86 дней с температурой более чем на 1,5°C выше доиндустриального уровня. Сентябрь был самым жарким месяцем за всю историю наблюдений, со среднемировыми температурами на 1,8°C выше доиндустриального уровня.

В докладе отмечается, что глобальные выбросы парниковых газов (ПГ) увеличились на 1,2 процента с 2021 по 2022 год, достигнув нового рекорда – 57,4 гигатонны эквивалента диоксида углерода (ГтCO2э). Выбросы парниковых газов в странах «Большой двадцатки» (G20) увеличились на 1,2 процента в 2022 году. Тенденции уровня выбросов отражают глобальные модели неравенства. Из-за этих тревожных тенденций и недостаточных мер смягчения последствий изменения климата в этом столетии мир находится на пути к повышению температуры, значительно превышающему согласованные климатические цели.

Если работа по смягчению последствий изменения климата, предусмотренная текущей политикой, будет продолжена, глобальное потепление будет ограничено на 3°C над доиндустриальными уровнями на протяжении этого столетия. Стопроцентное осуществление и продолжение работы в рамках выполнения безусловных определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) поставило бы мир на путь ограничения повышения температуры до 2,9°C. Полное внедрение условных ОНУВ привело бы к повышению температуры не более чем на 2,5°C выше доиндустриального уровня. Все это с вероятностью 66 процентов.

Эти температурные прогнозы немного выше озвученных в докладе о разрыве в уровне выбросов за 2022 год, поскольку доклад за 2023 год включает большее количество моделей для оценки глобального потепления.

Текущие безусловные ОНУВ подразумевают, что в 2030 году необходимо дополнительное сокращение выбросов на 14 ГтCO2э сверх прогнозируемых уровней на 2°C. При температуре 1,5°C требуется 22 ГтCO2э. Внедрение условных ОНУВ снижает обе эти оценки на 3 ГтCO2э.

В процентном выражении миру необходимо сократить выбросы к 2030 году на 28 процентов, чтобы встать на путь достижения цели Парижского соглашения и сдержать потепление в рамках 2°C с вероятностью 66 процентов, и 42 процентов для достижения цели в 1,5°C.

Если бы были выполнены все условные ОНУВ и долгосрочные обязательства по чистому нулю, можно было бы ограничить повышение температуры до 2°C. Однако обязательства по нулевому выбросу в настоящее время не считаются заслуживающими доверия: ни одна из стран G20 не сокращает выбросы темпами, соответствующими их целевым показателям по нулевому выбросу. Даже при самом оптимистичном сценарии вероятность ограничения потепления до 1,5°C составляет всего 14 процентов.

Есть прогресс, но его недостаточно

Прогресс в политике с момента подписания Парижского соглашения в 2015 году сократил разрыв в реализации, определяемый как разница между прогнозируемыми выбросами в рамках текущей политики и полным внедрением ОНУВ. На момент принятия Парижского соглашения прогнозировалось, что уровни выбросов парниковых газов в 2030 году, исходя из действующей политики, увеличатся на 16 процентов. Сегодня прогнозируемое увеличение составляет три процента.

По состоянию на 25 сентября девять стран представили новые или обновленные ОНУВ после КС 27 в 2022 году, в результате чего общее число обновленных ОНУВ достигло 149. Если все новые и обновленные безусловные ОНУВ будут внедрены в полном объеме, они, вероятно, уменьшат объемы выбросы парниковых газов примерно на 5,0 ГтCO2э, что составляет около девяти процентов выбросов 2022 года, ежегодно к 2030 году по сравнению с первоначальными ОНУВ.

Однако, если уровни выбросов в 2030 году не будут снижены еще больше, станет невозможным разработать пути с наименьшими затратами, которые ограничат глобальное потепление до 1,5°C без превышения или с незначительным превышением в течение этого столетия. Значительное ускорение внедрения в этом десятилетии – единственный способ избежать существенного превышения на 1,5°C.

Преобразования в области низкоуглеродного развития

В докладе содержится призыв ко всем странам преобразовать программу низкоуглеродного развития в масштабах всей экономики с уделением особого внимания энергетическому аспекту. Уголь, нефть и газ, производимые в течение срока эксплуатации добывающих и планируемых шахт и месторождений, будут выделять более чем в 3,5 раза больше углеродного бюджета, доступного для ограничения потепления до 1,5°C, и почти весь бюджет, доступный для 2°C.

Странам с большим потенциалом и ответственностью за выбросы, особенно странам с высоким уровнем дохода и высоким уровнем выбросов в составе G20, будет необходимо предпринять более широкомасштабные и оперативные действия и оказать финансовую и техническую поддержку развивающимся странам. Поскольку на страны с низким и средним уровнем дохода уже приходится более двух третей глобальных выбросов парниковых газов, удовлетворение потребностей в области развития за счет роста выбросов с низким уровнем выбросов является приоритетом в таких странах. Например, изменение структуры спроса на энергию и приоритизация цепочек поставок экологически чистой энергии.

Переход к низкоуглеродному развитию создает экономические и институциональные проблемы для стран с низким и средним уровнем дохода, но также открывает значительные возможности. Переходные процессы в таких странах могут помочь обеспечить всеобщий доступ к энергии, вытащить миллионы людей из нищеты и расширить стратегические отрасли промышленности. Связанный с этим рост энергопотребления может быть эффективно и справедливо обеспечен за счет низкоуглеродной энергетики, поскольку возобновляемые источники энергии дешевеют, обеспечивая «зеленые» рабочие места и более чистый воздух.

Для достижения этой цели необходимо будет значительно увеличить международную финансовую помощь, реструктуризировав новые государственные и частные источники капитала с помощью финансовых механизмов, включая долговое финансирование, долгосрочное льготное финансирование, гарантии и стимулирующее финансирование, которые снижают стоимость капитала.

КС 28 и Глобальная оценка

Первая Глобальная оценка (ГО), подготовленная для КС 28, послужит основой для следующего раунда принятия ОНУВ, которые страны должны представить в 2025 году, с целевыми показателями до 2035 года. Глобальные планы в следующем раунде принятия ОНУВ должны привести выбросы парниковых газов к 2035 году к уровням, соответствующим траекториям 2°C и 1,5°C, компенсируя при этом избыточные выбросы до тех пор, пока не будут достигнуты уровни, соответствующие этим траекториям.

Подготовка следующего раунда принятия ОНУВ предоставляет странам с низким и средним уровнем дохода возможность разработать национальные планы с амбициозной политикой в области развития и климата, а также целевые показатели, для достижения которых четко определены финансовые и технологические потребности. КС 28 должна обеспечить предоставление международной поддержки для разработки таких планов.

Удаление диоксида углерода (УДУ)

Авторы доклада пришли к выводу, что отсрочка сокращения объемов выбросов парниковых газов увеличит зависимость в будущем от удаления углекислого газа из атмосферы. Удаление диоксида углерода уже осуществляется, главным образом за счет облесения, лесовосстановления и управления лесным хозяйством. Текущая прямая абсорбция наземными методами оценивается в 2 ГтCO2э в год. Однако наименее затратные пути предполагают значительное увеличение как традиционных, так и новых способов удаления углекислого газа, как, например, прямое улавливание и хранение углерода в воздухе.

Достижение более высоких уровней удаления диоксида углерода остается неопределенным и связано с рисками, связанными с конкуренцией за землю, защитой прав собственности и других факторов. Расширение масштабов применения новых методов удаления диоксида углерода связано с различными типами рисков, в том числе с тем, что технические, экономические и политические требования к крупномасштабному внедрению могут не реализоваться вовремя.

РЕДАКТОРУ НА ЗАМЕТКУ

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 

ЮНЕП является ведущей мировой экологической организацией. Будучи лидером, она обеспечивает и поощряет партнерство в заботе об окружающей среде, вдохновляя, информируя и предоставляя странам и народам возможность улучшать качество своей жизни без ущерба для будущих поколений. 

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:  Отдел новостей и связей со СМИ, Программа ООН по окружающей среде.

Неустанная работа с целью смягчения последствий изменения климата и низкоуглеродные реформы необходимы для сокращения разрыва в уровне выбросов. КС 28 и Глобальная оценка дают возможность спланировать намного больше к следующему раунду климатических обязательств.

Дополнительные материалы

https://www.unep.org/ru/novosti-i-istorii/press-reliz/strany-dolzhny-poyti-dalshe-nyneshnikh-parizhskikh-obyazatelstv-ili

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH