News Feeds:

| Печать |

conflict02.03.2024 г.
Санкции и международные конфликты вредят экологии больше добычи угля и нефти

Энергетический кризис в Европе сильно поубавил блеска зеленой повестке. Нет, от достижения климатических целей никто не отказывался, но санкции и ограничения сильно отдаляют прекрасное, чистое будущее нашей планеты и негативно влияют на климат и экологию.

Можно собрать не одну, а несколько больших международных климатических конференций, но они не снизят уровень выбросов углерода и метана в атмосферу. А вот удлинение в несколько раз времени пути нефтяных танкеров, грузового транспорта или самолетов эти выбросы увеличивают.

Масла в огонь добавляют локальные военные конфликты. Особенно это касается обострения на Ближнем Востоке, из-за которого оказались фактически перекрыты Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив и затруднено судоходство в Красном море. Только обход кружным путем Африки увеличивает путь почти на 6 тыс. морских миль. А учитывая, что танкерам нужно возвращаться - почти на 12 тыс.

Но и это "цветочки" по сравнению с тем, что сделали санкции, изменившие всю мировую логистику поставок нефти, газа и нефтепродуктов.

Как отмечает эксперт аналитического центра "Яков и Партнеры" Софья Мангилева, Европа, отказавшись от поставок российского трубного газа и нефти, переориентировалась на импорт из других стран, в первую очередь США.

Расстояние между Старым и Новым Светом по воде составляет около 6,4 тыс. км, что значительно длиннее, чем от Санкт-Петербурга даже до Лондона (менее 3 тыс. км.). Только изменение логистики 250 млн тонн сырой нефти привело к увеличению выбросов СО2 на 3,75 млн тонн (0,1% выбросов ТЭК Европы). В газовой промышленности около 80-90% СО2 проистекают из логистики, а потому в большинстве случаев трубопровод является наиболее экологичным способом транспортировки газа, замечает эксперт.

Из США в Европу поставляется сжиженный природный газ (СПГ), который перевозится в танкерах-газовозах, а не по трубам. А если учесть, что значительная часть поставок российской нефти ранее отправлялась с Балтики совсем не в Лондон, а в Германию и Нидерланды, а из Черноморских портов - в Италию, Болгарию и Грецию, то маршруты доставки увеличились в несколько раз.

Кроме того, если раньше мы поставляли Европе нефтепродукты, то теперь - сначала мы везем свою нефть с Балтики или Черного моря в Индию, там на местных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из нее делают дизельное топливо (ДТ) или мазут и везут обратно в Европу. В сумме, маршрут увеличивается почти в 10 раз.

В структуре выбросов парниковых газов по отраслям на добычу и переработку нефти приходится около 3%, а на транспорт - до 20%. Больше всего на автотранспорт, судоходство и авиацию.

Перекрытые воздушного пространства также способно кратно удлинить маршрут из точки А в точку Б. Выхлопов от авиации и без санкций с каждым годом становится все больше. Согласно данным Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA), если в 2000 году авиация выделяла 355 млн тонн CO2, то в 2018 году это число увеличилось почти в два раза до 622 млн тонн. Правда, согласно аналитике компании за 2022 год, отрасль еще восстанавливалась после пандемии, потому уровень выхлопов был ниже и составлял 436 млн тонн CO2. Но с учетом того, что в 2022 году было ограничено авиасообщение в Китае и авиация в России тоже перестраивалась, то цифры по итогам 2023 года могут быть даже выше допандемийных.

В Рослесинфорге рассказали "Российской газете", что из-за санкций в среднем 285 ежедневных рейсов начали летать по новым маршрутам.

"В результате длительность авиарейсов по всему миру увеличилась от 30 минут до 5 часов, в зависимости от маршрута. С момента введения санкций к концу 2023 года объем выбросов СО2 в атмосферу составили не менее 1,4 млн тонн за каждый дополнительный час полета. Это эквивалентно ежегодному углеродному следу 233 тысяч человек", - отметили в ведомстве.

При этом там есть и положительные тенденции, например, рост авиасообщения с Азиатскими странами на 8%, в том числе КНР, снижает количество выбросов СО2.

"Лайнеры, которые облетают воздушное пространство России летят в среднем на три часа дольше, чем компании, летающие транзитом. А каждый дополнительный час полета увеличивает не только стоимость перелета, но и объем выбросов СО2 в атмосферу на 7,5 тонн", - отметили в ведомстве.

За год количество "сэкономленных" на транзите парниковых газов может достигнуть отметки 54,7 тыс., к таким выводам пришли в Рослесинфорге, проанализировав динамику авиаперелетов.

Но кроме транспорта есть еще производство электроэнергии и тепла, на которые приходится до 20% выбросов парниковых газов. Каждый год идут новости, что доля генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) растет, вот только пока никакого значительного влияния на ситуацию это не оказывает, что признают даже адепты зеленой энергетики.

Как отмечает Мангилева, в развивающихся странах растет как население, так и средний уровень жизни, что ведет к росту спроса на электроэнергию. Страны, в том числе и достаточно развитые как Китай и Индия, заявляют, что не готовы принимать радикальные действия для обеспечения целей зеленого перехода, которые могут негативно влиять на обеспечение темпов развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Дешевые энергоресурсы - есть и будут условием развития, обеспечивающим конкурентную себестоимость экспортной продукции. Энергетический кризис 2022 года доказал значимость энергетического суверенитета и ископаемых видов топлива для обеспечения устойчивости экономики, в том числе и для развитых стран. Так европейцам пришлось искать альтернативные способы генерации энергии, в том числе среди тех, что ранее планировали сокращать. Были приостановлены программы по выводу из эксплуатации мощностей атомных электростанций, уточняет эксперт.

На мирный атом сейчас, действительно, стали обращать повышенное внимание. Это мощнейший природный источник безуглеродной энергии, считает эксперт Института экологии НИУ ВШЭ Ирина Тельнова.

По ее мнению, компетенции нашей страны в атомной энергетике, а также крупнейшие в мире запасы самого экологичного полезного ископаемого - природного газа, могут позволить России стать мировым лидером в достижении углеродной нейтральности.

Санкции, конечно, негативно повлияли на экологию, отмечает она, но большинство развитых стран планируют обнулить углеродный след к 2030-2060 году. И Россия здесь не исключение, к 2030 году необходимо достичь сокращение выбросов парниковых газов на 70 %, а прийти углеродной нейтральности - не позднее 2060 года.

https://rg.ru/2024/03/02/sankcii-i-mezhdunarodnye-konflikty-vrediat-ekologii-bolshe-dobychi-uglia-i-nefti.html

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
rio20vr
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH