| Печать | |
19.06.2024 г. На Ассамблее Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 2022 году 190 государств-членов договорились о создании нового органа, который будет предоставлять принимающим решения органам надежную и независимую информацию, касающуюся химических веществ, отходов и загрязнения. Новая научно-политическая группа, которая, как ожидается, начнет свою работу уже в 2025 году, поможет правительствам, бизнесу, фермерам и широкому кругу других заинтересованных сторон справиться с так называемым «нарастающим кризисом». Существующие две глобальные научно-политические группы уже занимаются основными экологическими проблемами. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) оценивает научные аспекты изменения климата, а Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ) занимается научными исследованиями биоразнообразия и вклада природы в жизнь людей. Обе группы сыграли немаловажную роль в обеспечении принятия обоснованных решений и действий, поскольку тысячи ученых и носителей знаний, как, например, коренные народы, объединились для обобщения результатов новейших исследований, фактических данных и политических сценариев в доклады, принимаемые правительствами по всему миру. В этом месяце рабочая группа ЮНЕП собралась в швейцарской Женеве, чтобы принять решение о структуре новой научно-политической группы, первое заседание руководства которой, как ожидается, состоится в начале следующего года. Давайте перед началом работы подробнее рассмотрим, что такое научно-политические группы и в чем их важность. Что такое научно-политическая группа? Научно-политические группы специально создаются для того, чтобы предоставлять принимающим решения лицам, включая правительства, необходимую информацию для подготовки ими обоснованной экологической политики. Работа научно-политических органов также может способствовать повышению осведомленности о проблеме, а в некоторых случаях даже предупреждать о возникающих кризисах. Их работа направлена на укрепление взаимодействия науки и политики путем нахождения приемлемого баланса между оценками, их распространением и использованием в процессе принятия решений. Почему они важны? Научно-политические органы являются важнейшим инструментом борьбы с тройным планетарным кризисом, связанным с изменением климата, утратой природной среды и биоразнообразия, загрязнением и отходами. Они оценивают новейшие научные достижения, чтобы вынести авторитетное решение о достоверности научных данных и фактов. «Научно-политические органы помогают миру разрабатывать основанные на фактах решения, которые являются масштабируемыми и позволяют эффективно решать всеобщие экологические проблемы, – говорит Шейла Аггарвал-Хан, глава отдела по вопросам промышленности и экономики Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). – Благодаря участию всех заинтересованных сторон, вовлеченных в конкретную проблему от начала до конца, эти группы специалистов принимают во внимание все технические, экономические, экологические, медицинские и социальные аспекты данной проблемы и позволяют находить эффективные решения». Кто участвует в работе научно-политических органов? Ученые разного профиля, представители правительств и другие заинтересованные стороны, как, например, организации гражданского общества, вносят свой вклад в работу этих органов. Итоги, согласованные правительствами стран-участниц, представляют собой лучшие имеющиеся фактические данные по конкретному вопросу. В состав МГЭИК входят три рабочие группы и целевая группа по национальным кадастрам парниковых газов. Три рабочие группы оценивают различные аспекты изменения климата, в том числе то, как население может адаптироваться к нему и смягчить его последствия, а также физическую научную основу изменения климата. МПБЭУ объединяет авторские коллективы ведущих мировых специалистов по такому широкому кругу тем, как связь между опылением и производством продуктов питания, устойчивое использование диких и инвазивных чужеродных видов и борьба с ними. Тысячи специалистов со всего мира добровольно посвящают свое время подготовке оценочных докладов МГЭИК и МПБЭУ. Они используются в качестве основы для переговоров в ходе глобальных межправительственных процессов, как, например, ежегодная конференция ООН по изменению климата в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и проводимая раз в два года Конференция ООН по биоразнообразию в Конвенции о биологическом разнообразии. Каких важных перемен они добились? Первый и второй оценочные доклады МГЭИК заложили основу для современных соглашений по вопросам изменения климата. Первый доклад МГЭИК в 1992 году сыграл важную роль в создании РКИК ООН и Конференции сторон по климату (КС), ежегодной конференции по климату, где страны ведут переговоры о мерах по борьбе с изменением климата. Последующий за этим оценочный доклад МГЭИК, в частности, предложение «Совокупность фактов свидетельствует о значительном влиянии человека на глобальный климат» стало историческим моментом для принятия мер в области изменения климата. Это предоставило странам достаточно доказательств для того, чтобы начать работу по согласованию целевых показателей для сокращения уровня выбросов парниковых газов. Это привело к подписанию Киотского протокола в 1997 году и Парижского соглашения в 2015 году. «С момента своего создания в 1988 году каждый оценочный доклад МГЭИК оставлял четкий и неизгладимый след в международном движении, направленном на решение проблемы изменения климата», – говорит секретарь МГЭИК Абдалах Моксит. Начиная с 2016 года МПБЭУ подготовила 11 докладов, включая Глобальный оценочный доклад за 2019 год, через который специалисты предупредили мир о масштабах кризиса биоразнообразия и где содержится вывод о том, что один миллион видов растений и животных в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, многие из которых исчезнут уже в течение следующих десятилетий. Оценка инвазивных чужеродных видов, проведенная МПБЭУ в 2023 году, показала, что ежегодные глобальные издержки биологических инвазий превышают 423 миллиарда долларов США и что эти виды сыграли ключевую роль в 60 процентах случаев исчезновения всех растений и животных. «МПБЭУ занимается темой биологического разнообразия – жизнью на Земле во всем ее огромном богатстве. Речь идет о вкладе и качестве жизни, которые природа предоставляет людям, – говорит исполнительный секретарь МПБЭУ Энн Ларигодери. – Речь идет о причинах утраты этого вклада и, что очень важно, МПБЭУ представляет разные сценарии действий для нас всех». Обеспечение взаимодействия науки и политики для восстановления озонового слоя С целью обеспечения взаимодействия науки и политики другие организации и многосторонние природоохранные соглашения также принимают у себя группы специалистов. Одним из примеров является Группа по технической и экономической оценке, созданная в 1990 году странами, подписавшими Монреальский протокол, многостороннее соглашение, регулирующее производство и потребление озоноразрушающих веществ. Группа представила информацию об альтернативных технологиях, которые позволили практически отказаться от использования таких веществ, наносящих вред озоновому слою, как хлорфторуглероды (ХФУ) и галоны. Как меняется роль органов, занимающихся научной политикой? Согласно мнению специалистов, научно-политические органы продолжат выполнять свою важную работу. Но они могут сыграть более важную роль в оценке прогресса, достигнутого в выполнении ключевых международных природоохранных соглашений, таких как План по сохранению биоразнообразия, также известный как Куньминско-Монреальская глобальная рамочная программа по сохранению биоразнообразия. Научно-политические органы также будут продолжать балансировать между своей ролью в проведении оценок и их распространением и внедрением в процесс принятия решений в реальном мире. «Актуальность политики остается ключевым приоритетом для МГЭИК, чтобы принимающие решения лица на всех уровнях могли эффективно использовать самые лучшие, доступные и современные научные данные при формировании своей политики и действий», – говорит секретарь МГЭИК Абдалах Моксит. В чем важность новой научно-политической группы по химическим веществам, отходам и загрязнению? Решение о создании этой группы даст возможность организовать отдельный научный орган для решения третьего части тройного планетарного кризиса. Согласно оценкам, проблема загрязнение ежегодно приводит к 9 миллионам смертей по всему миру, причем за последние два десятилетия число смертей, связанных с загрязнением, увеличилось на 66 процентов. Химическое загрязнение увеличивает риск развития устойчивости к противомикробным препаратам. Она стала прямой причиной почти 1,3 миллиона смертей, а почти 5 миллионов смертей были так или иначе связаны с этой проблемой в 2019 году. Новая научно-политическая группа будет помогать странам выполнять международные договоры, касающиеся загрязнения химическими веществами и отходами и находить эффективные решения для преодоления этого кризиса. Глобальная рамочная программа по загрязнению химическими веществами –комплексный план, который поможет странам и заинтересованным сторонам совместно решать вопросы, связанные с жизненным циклом химических веществ, включая продукцию и отходы. Рамочная программа, принятая в Бонне в сентябре 2023 года, включает в себя пять стратегических целей и 28 целевых показателей рационального обращения с химическими веществами и отходами, а также видение безопасного, здорового и устойчивого будущего. Дополнительные материалы
|