climate01.09.2024 г.
Взрыв космического корабля Starship создал плазменную дыру в ионосфере

После взрыва сверхтяжелого космического корабля Starship 18 ноября 2023 года международная группа исследователей обнаружила необычные явления в ионосфере. В работе участвовали сотрудники Института солнечно-земной физики СО РАН. Об открытии они рассказали в ведущем научном журнале по геофизике – Geophysical Research Letters.

18 ноября прошлого года корабль Starship от компании SpaceX совершил второй испытательный полет. Через 2 минуты 40 секунд после старта аппарат весом в пять тысяч тонн потерял первую ступень, которая взорвалась на высоте 90 километров. Затем основной модуль, поднявшись до 149 километров, был уничтожен автономной системой безопасности.

Ученые обнаружили, что в месте взрыва в ионосфере стали исчезать заряженные электроны и образовалась плазменная дыра.

«Космический корабль летел со скоростью, превышающей скорость звука, и образовывал конусообразные атмосферные ударно-акустические волны — что-то похожее на волны, идущие вслед за быстро движущимся катером. Волны имели очень большую амплитуду. Но самым неожиданным было то, что наблюдалось много колебаний и что они распространялись в северном направлении. Обычно при запусках космических аппаратов наблюдают распространение волн на юг», – рассказал соавтор работы, доктор физико-математических наук Юрий Ясюкевич.

Обычно такие дыры образуются в результате химических процессов в ионосфере из-за взаимодействия с топливом двигателей. Однако этот случай стал первым известным примером образования плазменной дыры «нехимическим» путем, после техногенного взрыва.

«Такие катастрофические явления, как взрыв корабля Starship, интересны именно потому, что можно увидеть эффекты, которые при более слабых событиях аппаратура не сможет обнаружить. Анализируя данные и разбираясь в их природе, мы глубже понимаем устройство ионосферы, природу явлений, которые в ней происходят: как заряженные частицы взаимодействует с нейтральными, как образуются нетипичные волны, которые мы наблюдали. Все это вместе работает на очень важную задачу — понять устройство околоземного космического пространства», – добавляет Ясюкевич.