News Feeds:

| Печать |

fires29.01.2025 г.
Наталья Трофимова: «Взрослым лес станет лишь спустя 100–150 лет после пожара»

Директор АНО «Природа и люди» – о проблеме пожароопасности на природных территориях

По данным Рослесхоза, в прошлом году в России произошло 10 100 лесных пожаров, они охватили территории общей площадью 7,7 млн га, что значительно больше, чем годом ранее. В 2023 г. огонь прошел по 4,5 млн га лесных земель, хотя пожаров было больше – 12 700. О том, как изменение климата влияет на частоту возгораний, и какими методами экологи пытаются предотвратить распространение огня на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), рассказала директор АНО «Природа и люди» Наталья Трофимова.

– В этом сезоне наблюдается аномально теплая и малоснежная зима. Может ли это грозить ранними и масштабными пожарами в России? 

– Долгосрочные прогнозы пожарной опасности ненадежны, тем более что зима еще не закончилась. Дело в том, что наибольшее влияние на ситуацию с пожарами оказывают как раз конец зимнего периода и начало весны. Вероятность возгораний зависит от того, сколько будет накоплено к этому времени снега, когда и как он будет таять. Но что можно сказать точно – климатические изменения с каждым годом увеличивают риски возникновения природных пожаров и стремительного распространения огня из-за увеличения частоты экстремальных погодных явлений. В первую очередь – длительных периодов жары и засухи. Поэтому нельзя предсказать с большой вероятностью, насколько тяжелая пожарная обстановка сложится в 2025 г., но из года в год она наверняка будет только ухудшаться. 

– Какие регионы находятся в зоне риска, учитывая как климатическую ситуацию, так и готовность региональных властей?

– Пожарную обстановку в конкретном месте предсказать также довольно сложно. Бывает, что условия для развития катастрофической ситуации с лесными пожарами складываются раз в несколько десятков лет, как это случилось, например, в 2010 г. в Центральной России. Тем не менее, есть регионы, в которых мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста площади, ежегодно проходимой огнем. Это, например, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия), Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская области. Подобные наблюдения необходимо учитывать при планировании сил и средств для будущей противопожарной работы вне зависимости от того, вызван пожар природными факторами или человеческим.

– Какие особо охраняемые природные территории (ООПТ) пострадали больше всего в прошлом году и как происходит восстановление утраченных лесов?

– В числе ООПТ, наиболее пострадавших от природных пожаров (не только лесных, но и степных, тростниковых, болотных тундровых и т.д.) в 2024 г., – заповедники Норский, Хинганский, Зейский Астраханский, национальные парки Кодар и Анюйский. 

Природные экосистемы обладают способностью к самовосстановлению. Они восстанавливаются после пожаров в большинстве случаев, но на это уходит много лет. Сколько – зависит от ряда факторов, например, от пород деревьев. В среднем поросль на месте гарей образуется уже через три–пять лет, через 30 лет там будет расти молодой лесок, но взрослым лесом он станет лишь спустя 100–150 лет после пожара. Для возвращения всех утраченных видов и связей между ними необходима смена нескольких поколений деревьев, а это занимает уже 600–800 лет.

На ценных природных территориях важно не допускать пожаров вообще: восстановление экосистем занимает весьма значительное время. К тому же есть риск, что они могут быть утрачены полностью. Поэтому основная задача нашего фонда в части противопожарной работы – помочь сохранить наиболее ценные природные территории России. Это могут быть и ООПТ, и другие территории с высокой природоохранной ценностью, не имеющие пока официального охранного статуса. Для этого мы реализуем проект «Нет пожарам», в рамках которого закупаем противопожарное оборудование и снаряжение добровольным пожарным и сотрудникам ООПТ, поддерживаем регулярные противопожарные рейды, создаем противопожарную инфраструктуру, развиваем волонтерское движение.

– Насколько важна роль волонтеров?

– Это очень большое подспорье в тушении пожаров на заповедных территориях. Но только при выполнении нескольких условий. Во-первых, им необходимо обладать достаточной квалификацией и знаниями по тушению пожаров. Во-вторых, иметь соответствующую экипировку. Кроме того, их деятельность на территории должна быть согласована с руководством ООПТ.

НКО зачастую помогают и ООПТ, и волонтерским бригадам с экипировкой, средствами тушения пожаров, проводят обучение эффективным методам ликвидации пожаров или, как мы, предлагают технологические разработки. С их помощью решения принимаются быстрее, поскольку увеличивается скорость получения необходимой информации и ее точность.

– Какие современные способы наблюдения за пожарной обстановкой на природных территориях используются в России?

– Когда-то основным способом контроля за пожарами в лесах было патрулирование – наземное и авиационное. Его важность нисколько не уменьшилась, но параллельно развиваются системы автоматизированного дистанционного мониторинга.

Основная – это космический мониторинг возникающих на поверхности земли участков с высокой температурой (так называемых термических аномалий, или термоточек), которые часто свидетельствуют о начавшемся пожаре. Основным преимуществом данного метода является широкий охват, в том числе труднодоступных территорий, и относительная оперативность – контроль любой территории как минимум один раз в несколько часов.

Кроме того, в стране развивается мониторинг возгораний на природных территориях с помощью камер видеонаблюдения, которые в автоматическом режиме, используя технологии искусственного интеллекта (ИИ), могут распознавать появление на горизонте дыма от пожара. Этот метод позволяет выявлять пожары на более ранних стадиях, когда датчики со спутников еще их не фиксируют.

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных типов в пожарном мониторинге – еще одно активно растущее направление. Во многих регионах противопожарные формирования органов управления лесами уже используют целые флоты БПЛА – от нескольких десятков до сотен аппаратов – как для раннего обнаружения пожаров, так и для координации работы по их тушению.

– Ваш фонд разработал информационный сервис «Термоточки на ООПТ» и достиг договоренности о его применении с Минприроды России. Как он работает, какие задачи решает?

– По сути, это система оперативного информирования об обнаруженных потенциальных очагах возгорания на ООПТ и в десятикилометровой буферной зоне вокруг них. «Термоточки на ООПТ» ежечасно анализирует информацию, полученную со спутников. В случае идентификации термической аномалии данные с ее координатами передаются в телеграм-канал сотрудникам ООПТ.

Это значительно облегчает работу государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, поскольку в заповедниках и национальных парках есть огромные труднодоступные территории. Минприроды РФ совместно с фондом договорились о проведении широкомасштабного тестирования системы «Термоточки на ООПТ» во всех федеральных ООПТ в пожароопасный сезон 2025 г. После его окончания продукт будет доработан в соответствии с предложениями пользователей. Мы надеемся, что к началу следующего пожароопасного сезона, в 2026 г., «Термоточки на ООПТ» станут полноценной системой поддержки принятия решений по борьбе с природными пожарами в заповедной системе России.

– Что необходимо для сокращения количества лесных пожаров? Где есть «тонкие места» и как их можно исправить?

– Не менее 90% пожаров в России происходят по вине человека, из-за неосторожного обращения с огнем, и лишь небольшая часть имеют природные причины. Неосмотрительно выброшенные окурки, непотушенные костры, искрящаяся тяжелая техника – все это может привести к пожарам. В условиях изменения климата, особенно в пожароопасный сезон, безответственное поведение может обернуться катастрофой.

Количество ежегодно возникающих возгораний таково, что в полной мере справиться с ними не получится, даже если на порядок увеличить финансирование для их тушения.

Примеры стран с очень значительными ресурсами, выделяемыми на ликвидацию пожаров, показывают это со всей очевидностью. Только сокращение количества самих возгораний до такого уровня, когда со всеми ними можно будет справиться на начальной стадии, позволит избежать пожарных катастроф в будущем. Конечно, это требует системного решения, одновременного принятия соответствующих мер на федеральном и региональном уровнях, а также совместных действий органов государственной власти, бизнеса, природоохранных организаций и гражданского общества. Не существует волшебного инструмента, который позволит решить проблему природных пожаров.

Необходимо полное исключение огня из практики природопользования и переход на альтернативные технологии. Нужны новые эффективные методы воспитания и образования людей, требуется тщательное расследование причин возникновения каждого пожара, а наказание за умышленные поджоги должно быть неотвратимым.

Маргарита Парфененкова

https://www.vedomosti.ru/ecology/protection_nature/characters/2025/01/29/1088838-natalya-trofimova-vzroslim-les-stanet-lish-spustya-100-150-let-posle-pozhara

 
envproblems
energy
erergy-fresh

geo6

unea

unea5

escap75

cop21

sport
Copyright © 2025. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH