| Печать | |
Эксперт Гусев: В РФ необходимо создать новый подход к защите окружающей среды Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев: Разлив мазута в Черном море и выход США из Парижского соглашения по климату, два этих абсолютно непохожих друг на друга события можно связать в одной точке - зеленая повестка выдохлась. Она никак не помогает решать проблемы с экологией, а тем более препятствовать вредному воздействию на окружающую среду. Но обо всем по порядку. Новоизбранный президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе США из Парижского соглашения, которое является дополнением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Основной целью соглашения является "сдерживание глобальной средней температуры на уровне ниже 2 градусов Цельсия от доиндустриального уровня" в основном за счет сокращения выбросов парниковых газов. Выход США из соглашения является системным и значимым подтверждением неэффективности текущей политики по охране окружающей среды, и должно стать красной линией для остановки всех программ по устойчивому развитию в нашей стране. Пересмотру их эффективности и созданию нового подхода к защите окружающей среды, а не продолжению исполнения бесполезных положений политики устойчивого развития (ESG). Но вернемся к нам. Чуть ранее два танкера с более чем 50-летней историей из-за сильного шторма разломились, груз мазута частично вытек в акваторию Черного моря. Безусловно, трагедия для окружающей среды, для природы и ее обитателей. Значительный ущерб для жителей приморского региона, чьи заработки зависят от туристов в летний период. Значительный ущерб для государства. Согласно закону "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", бюджетные ассигнования на охрану окружающей среды в 2024 году составят 477, 5 млрд рублей, в 2025 году - 473 млрд, в 2026 - 522,7 млрд. В 2023 году российские предприятия потратили на охрану окружающей среды рекордные 1,3 трлн руб., что на 17,3%, или 191,5 млрд руб. больше, чем годом ранее, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Расчеты основаны на статистических данных Росстата. Таким образом, на экологические мероприятия в нашей стране тратится порядка 2 триллионов рублей. Какое количество программ по модернизации танкерного флота в России вы знаете за последние годы? Минимум 1 трлн рублей может потребоваться в ближайшие годы на расширение российского танкерного флота. Такую оценку озвучил глава ВТБ Андрей Костин на полях XV Веронского Евразийского экономического форума в 2022 году. Сумма примерно в два раза ниже, чем ежегодно выделяется на природоохранные мероприятия с неизвестной эффективностью как по тратам, так и по снижению воздействия на окружающую среду. То есть, расширение танкерного флота и его модернизацию мы могли провести давно, причем, снизив значительно воздействие на экологию. В фокусе внимания природоохранных мероприятий находятся мусор в разных формах, снижение накопленного ущерба и различные общественно-образовательные мероприятия, связанные с этими направлениями. Россияне, поддерживаемые различными общественными, государственными и частными организациями, дружно собирают и сортируют мусор, придумывают песни и конкурсы о чистоте, печатают книжки, делают огромное количество бесполезных действий, эффективность которых определяется только по уровню их звучания в общественном пространстве. Сколько у нас зеленых общественных организаций, форумов, выставок, инициатив, кто-то считал? Однако системного изменения не то что в охране окружающей среды, а даже отношения к ней не происходит. Подход экологов не изменился и в этот раз. Безусловно, сотни людей поехали действительно помогать, собирать разлившееся топливо и помогать его утилизировать. Но что мы слышим в информационном пространстве, какие доводы? Ввести экологическое страхование или экологический сбор для компаний, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов. В ГД предлагают обсудить варианты ужесточения наказания за нарушение законодательства перевозящими нефтепродукты компаниями и надзорными органами. А также считают необходимым в ближайшее время провести ревизию состояния всех действующих танкеров. Об этом заявил глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных. То есть посчитать и наказать. А не предложить условия, в которых можно было провести модернизацию флота. Чем хороши западные бизнесмены и политики, так это тем, что они умеют красиво внести в головы любого человека необходимость согласия с их идеями. Это и произошло с нами, когда мы бездумно присоединились ко всем иностранным экологическим инициативам. Причем, не решив вопросов с энергоэффективностью, которая была ключевым моментом в 2000-х годах. Это сместило контур внимания от решения насущных проблем экономики, которые могли бы реально снизить антропогенное воздействие на природу, к цирковым номерам, от которых эффективностью и не пахнет. Средний возраст морского грузового флота в России составляет 26 лет, при этом суда под иностранным флагом "моложе" судов под российским, говорилось в обзоре Государственной транспортной лизинговой компании. Что такое средний, понимаете сами, с учетом возможного распределения, возраст кораблей может доходить до 100 лет. Безусловно, это не означает их аварийного состояния. Однако и уровень современных технологий, и возможности новых кораблей по сравнению со старыми дают основания предполагать, что новый флот эффективнее и безопаснее, чем старый. Еще пример, международная организация гражданской авиации разработала программу CORSIA, согласно которой с 2027 года все ее участники должны компенсировать выбросы парниковых газов, если они превышают уровень 2019 года. И российские авиакомпании тоже подписали этот документ. Зачем нам продолжать движение в этом направлении, когда у нас нет биотоплива для смешения с авиакеросином? Но никто не отказывается от исполнения этого документа. Так что экологическая политика у нас должна быть пересмотрена под корень. Достаточно изданных книжек и проведенных уроков про сортировку мусора. Пора принимать серьезные решения, и поддерживать собственное производство и экономику. Как это сделал Трамп. И нам также резко нужно порвать с устойчивым развитием и перейти к энергоэффективности. |