| Печать | |
В пустыне Атакама в Чили груды ненужной одежды достигли такой высоты, что, по сообщениям, их было видно из космоса. В столице Бангладеш Дакке текстильные красители сделали реку черной, сообщают международные СМИ. А в Ла-Манше исследователи обнаружили синтетические волокна в желудках рыб. Всё это — признаки того, что, по мнению экспертов, индустрия одежды наносит всё больший ущерб планете, не только усугубляя загрязнение окружающей среды, но и способствуя изменению климата и поглощая земли. Хотите узнать статистику? Индустрия моды производит до 8% мировых выбросов парниковых газов, и каждую секунду сжигается или выбрасывается на свалки эквивалент мусорного грузовика, полного одежды, как выяснил Фонд Эллен Макартур. Но эксперты говорят, что есть несколько простых вещей, которые правительства, компании и обычные люди могут сделать, чтобы свести к минимуму количество отходов в этом секторе и уменьшить его воздействие на окружающую среду. «Хорошая новость в том, что ещё не поздно создать более замкнутый и устойчивый сектор моды, — говорит Элиза Тонда, руководитель отдела ресурсов и рынков Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). — Но нам нужно, чтобы все объединились, если мы хотим добиться системных изменений, необходимых для превращения индустрии моды в силу, способствующую сохранению окружающей среды». 30 марта во всём мире отмечается Международный день Zero Waste, который в этом году посвящён моде и текстилю. В преддверии этого дня мы поговорили с Тондой о пяти способах сделать отрасль более экологичной. 1. Создайте более замкнутую индустрию моды Линейная бизнес-модель индустрии моды лежит в основе большей части отходов, которые она производит, говорит Тонда. Ошеломляющее количество одежды производится дешево и быстро, без особого учета ее воздействия на планету. Эту одежду часто носят лишь короткое время, а затем выбрасывают за борт на свалки или сжигают. Это способствует изменению климата, истощает природные ресурсы и затопляет сушу, море и воздух опасными химическими веществами. Каково решение? По словам Тонды, отрасль должна сократить объёмы производства новых изделий и стать более замкнутой, чтобы одежда и сырьё использовались как можно дольше. Для этого производители одежды могут создавать более долговечные изделия, использовать более экологичные ткани и упрощать переработку одежды. По мере того как промышленность и потребители переходят на циклические бизнес-модели и отказываются от быстрой моды в пользу более долговечных продуктов и устойчивого потребления, будет важно поддерживать страны-производители, чтобы они не отставали в процессе перехода, добавляет Тонда. 2. Улучшить переработку тканей По данным Textile Exchange, неправительственной организации, только 1 процент волокон, используемых для производства новой одежды, тканей и обивки мебели, а также обуви, получают из переработанного текстиля. Чтобы увеличить объёмы переработки, Тонда говорит, что муниципалитеты могут инвестировать в инфраструктуру для сбора текстильных отходов, например, в пункты приёма старой одежды, куда люди могут приносить свою старую одежду. Они также могут расширить программы переработки тканей. В то же время национальные правительства могут внедрять программы расширенной ответственности производителей, которые возлагают на производителей — в отличие от муниципалитетов и потребителей — ответственность за то, что происходит с одеждой в конце срока её службы. Многие страны начинают это делать. В то же время производители одежды могут создавать модели, которые легче поддаются переработке, в том числе за счёт использования тканей, пригодных для многократного использования, и отказа от опасных химических веществ. 3.Удалите опасные химические вещества с одежды Согласно статье, опубликованной в журнале Springer Nature, в производстве текстиля используется более 15 000 химических веществ. Некоторые химические вещества, например те, которые добавляют для придания одежде огнестойкости и устойчивости к пятнам, опасны и могут накапливаться в окружающей среде десятилетиями, потенциально нанося вред людям, животным и планете. Эти химические смеси могут сложным образом взаимодействовать друг с другом и затруднять безопасную переработку одежды. Вот почему, по словам Тонды, правительствам важно регулировать и продвигать безопасное обращение с опасными химическими веществами, используемыми в текстильном производстве. В то же время бренды одежды могут гарантировать, что их продукция изготовлена из экологически чистых материалов, используя то, что эксперты называют «зелёной и устойчивой химией». При стирке и ношении синтетической одежды она выделяет пластиковые микроволокна, некоторые из которых содержат опасные химические вещества, как показало исследование, опубликованное в журнале «Микропластик». Это ещё одна причина, по которой, по словам Тонды, брендам следует исключать опасные химические вещества из своей продукции. Производители текстиля, стиральных машин и муниципальные очистные сооружения также должны собирать и делиться данными о выделении микроволокон и эффективных фильтрах для них, а брендам необходимо предоставлять потребителям информацию о том, как правильно ухаживать за изделиями, добавляет она. 4. Измените представление о том, что что новее, то всегда лучше Критики говорят, что индустрия моды, подпитываемая одним из самых мощных в мире маркетинговых механизмов, долгое время побуждала потребителей покупать больше одежды, чем им нужно. С 2000 по 2015 год производство одежды удвоилось, в то время как количество раз, когда люди надевали одежду, сократилось на 36%, как выяснил Фонд Эллен Макартур. Недавний отчет ЮНЕП и ООН об изменении климата призвал инсайдеров индустрии моды, включая маркетологов брендов, редакторов журналов и влиятельных лиц в социальных сетях, противостоять тенденции "новое - значит-лучше". В отчете говорится, что они могут добиться этого, продвигая более устойчивый образ жизни, подталкивая бренды одежды к сокращению производства и устраняя сообщения, поощряющие чрезмерное потребление. «Бренды могут создавать как маркетинговые сообщения, так и продукты, которые вызывают эмоциональный отклик и побуждают покупателей носить и хранить вещи дольше, — говорит Тонда. — Каждый может побуждать окружающих ценить и творчески подходить к уже имеющейся у них одежде, а не покупать новую». Чтобы поддержать это, правительства могут потребовать от компаний раскрывать информацию о воздействии производимой ими одежды на окружающую среду, что поможет потребителям принимать более взвешенные и экологичные решения. 5. Покупайте меньше, покупайте лучше Хотя основная ответственность за то, чтобы сделать индустрию моды более экологичной, лежит на правительствах и компаниях, Тонда говорит, что потребители тоже играют важную роль. Она призывает их «покупать вещи из своего гардероба» и поддерживать модели замкнутого цикла. Это означает, например, ремонт или переделку имеющейся одежды, аренду вещей для особых случаев, покупки в винтажных магазинах, покупку подержанной одежды онлайн и обмен вещами с друзьями. Если покупка новой вещи — единственный вариант, Tonda рекомендует по возможности выбирать экологичные бренды и материалы, а также отдавать предпочтение высококачественной одежде, которая выдержит испытание временем. «У потребителей есть огромная сила, и, выбирая более экологичные варианты, они могут подать сигнал тем, у кого есть влияние и средства, чтобы сделать индустрию моды более экологичной», — говорит Тонда. Дополнительные ресурсы
https://www.unep.org/news-and-stories/story/five-ways-reduce-waste-fashion-industry |