News Feeds:

| Печать |

Приоритетные области ЮНЕП:
Изменение климатаБедствия и конфликты, Управление экосистемами, Экологическое руководство, Вредные вещества, Эффективное использование ресурсов
 

Подпрограмма 6
Среднесрочная стратегия на 2010 - 2013 годы

resource-management

Цель

UNEP PRIORITY AREAS

Обеспечение применения более устойчивых в экологическом отношении методов добычи, обработки и потребления природных ресурсов

Стратегия

Ответственность за осуществление подпрограммы по эффективному использованию ресурсов и устойчивому потреблению и производству несет Отдел технологии, промышленности и экономики.  С учетом междисциплинарного характера этой подпрограммы Отдел будет осуществлять координирующую роль, обеспечивая выполнение программы в тесном сотрудничестве с другими отделами ЮНЕП.  Стратегия, осуществляемая в партнерстве с правительствами, другими учреждениями Организации Объединенных Наций и учреждениями, занимающимися вопросами сотрудничества в области развития, частным сектором, исследовательскими учреждениями и гражданским обществом, предусматривает следующее:

a)                    в целях создания потенциала для налаживания производства экологически более безопасной продукции в рамках данной подпрограммы правительствам и частному сектору будет оказываться помощь в расширении их возможностей в вопросах разработки и осуществления политики, законодательства и управленческих решений, поощряющих ресурсосберегающее и экологически устойчивое производство товаров и услуг.  В этой связи в рамках данной подпрограммы особое внимание будет уделяться применению подхода, учитывающего весь жизненный цикл продукции, и будет оказываться содействие налаживанию партнерства между государственным и частным секторами и применению рыночных инструментов в целях создания более устойчивых производственно-сбытовых цепочек.  Подпрограмма будет способствовать разработке стратегических основ и экономических инструментов, поощряющих эффективное использование ресурсов и устойчивое потребление и производство в качестве самостоятельных средств, в контексте национальной политики в области развития и осуществления многосторонних природоохранных соглашений и в интересах обеспечения комплексной утилизации отходов, предупреждения экологических рисков и восстановления после промышленных аварий;

b)                    в интересах поощрения государственных и частных инвестиций в экологически безопасные технологии и производство экологически безопасной продукции в рамках настоящей подпрограммы правительствам и коммерческим предприятиям будут предоставляться консультативные услуги и поддержка в вопросах выбора и применения безопасных и эффективных производственных технологий, комплексной утилизации отходов и приобретения продукции и методик, произведенных в условиях ресурсосберегающего и устойчивого производства.  В рамках подпрограммы будет организовано распространение результатов исследований и осуществление демонстрационных проектов, свидетельствующих о выгодах эффективных, чистых и безопасных методов промышленного производства с точки зрения состояния окружающей среды, экономики и общества для содействия принятию соответствующих мер в государственном и частном секторе и инвестиционных решений в целях более широкого применения этих методов;

c)                    в интересах пропаганды устойчивых структур потребления в рамках настоящей подпрограммы будут распространяться общественно-информационные материалы и будут проводиться просветительные мероприятия и информационно-пропагандистские кампании, посвященные преимуществам эффективного использования ресурсов и устойчивого потребления и производства, призванные оказать воздействие на выбор потребителей и обеспечить более высокую информированность других участников рыночных отношений.  Кроме того, с целью поощрения приобретения экологически безопасной продукции государственным органам будут также предоставляться поддержка и консультативные услуги по вопросам политики.

Внешние факторы

Ожидается, что цель настоящей подпрограммы и ее ожидаемые результаты будут достигнуты при условии, что устойчивый характер потребления и производства в значительной степени будет определяться рыночными условиями, выбором потребителей и технологическими инновациями.

Сравнительные преимущества ЮНЕП

В рамках настоящей подпрограммы собственный опыт и специальные знания ЮНЕП в области науки и техники, разработки политики, нормотворческой деятельности, экономики и финансирования устойчивых технологий применяются в сочетании с крупными партнерскими инициативами и сетями, включающими заинтересованные стороны государственного и частного секторов, которые имеют влияние на процесс принятия решений в отношении использования ресурсов, разработки продукции и потребительского выбора на всех уровнях.  Центральное место в этой деятельности занимает возложенная на нее задача разработки рассчитанных на 10‑летний срок рамочных программ устойчивого потребления и производства (УПП) Марракешского процесса, как это предлагалось в Йоханнесбургском плане выполнения (глава 3, пункт 14) и впоследствии было закреплено Советом управляющих в решении 22/6. ЮНЕП оказывает помощь в разработке и применении национальной политики, рыночных инструментов и методов управления, способствующих повышению ресурсоэффективности и обеспечению устойчивого потребления и производства.  ЮНЕП поддерживает разработку и осуществление национальных планов действий в отношении УПП и конкретных принципов деятельности в таких областях, как устойчивые закупки, а также интеграцию задач ресурсоэффективности и целей УПП в политику, касающуюся экономики, торговли и развития.  Кроме того, она содействует достижению ресурсоэффективности в сотрудничестве с компаниями и промышленными ассоциациями в таких секторах, как строительство, туризм и химическое производство.  Выступая в качестве инициатора перемен и взаимодействуя с транснациональными компаниями, ЮНЕП пропагандирует корпоративную социальную ответственность и поддерживает представление информации об обеспечении устойчивости, в том числе через механизм Глобального договора и Глобальную инициативу в области отчетности, а также в рамках разработки стандартов Международной организации по стандартизации, например стандартов, касающихся социальной ответственности.

Основные задачи в контексте Балийского стратегического плана и удовлетворение потребностей стран

Общая цель настоящей подпрограммы состоит в том, чтобы разорвать связь между экономическим ростом и неустойчивым использованием ресурсов и деградацией окружающей среды.  Основное внимание будет уделяться повышению ресурсоэффективности и уменьшению экологических последствий производства, переработки и использования товаров и услуг в процессе удовлетворения потребностей человека и повышения его благосостояния.  В рамках содействия переходу к устойчивому потреблению и производству больше внимания будет уделяться производству в развивающихся странах и потреблению в развитых странах.  Особое внимание будет уделяться удовлетворению потребностей в финансировании, технологиях и создании потенциала для налаживания устойчивого производства в развивающихся и наименее развитых странах, стремительно идущих по пути индустриализации, которые испытывают зависимость от ресурсов.  Помощь, оказываемая странам в форме передачи технологии, будет включать содействие передаче как "жестких", так и "щадящих" технологий, последние из которых включают знания, системы управления и средства, которые способствуют уменьшению последствий, связанных с истечением жизненного цикла продукции.  Эта деятельность будет осуществляться в форме предоставления информации об имеющихся методах и технологиях для разработки методов экологически более чистого и ресурсоэффективного производства и рециркуляции, а также "триединого" подхода, в том числе информации о новых и рентабельных технологиях и методах деятельности; оказания поддержки правительствам и учреждениям-посредникам, таким как национальные центры более чистого производства, в вопросах разработки и осуществления политики, мер стимулирования и наращивания потенциала в целях применения ресурсоэффективных технологий;  и партнерских отношений с коммерческими предприятиями, охватывающих производственно-сбытовые цепи и включающих финансовый сектор, в том, что касается мероприятий и инвестиций, способствующих применению ресурсоэффективных технологий и подтверждающих возможность извлечения экономических и экологических выгод в результате их использования.  В течение двухгодичного периода деятельность будет осуществляться следующим образом:

 

  • В контексте ожидаемого достижения А ЮНЕП укрепит и расширит научную базу и экономическое обоснование для определения степени приоритетности мер по обеспечению ресурсоэффективности, принимаемых в соответствии с государственной политикой и в рамках частного сектора. С учетом потребностей, выявленных на региональном и национальном уровнях, будет укреплен потенциал правительств в разработке и осуществлении политики, нормативных положений и экономических инструментов, оказывающих влияние на жизненный цикл продукции и способствующих интеграции задачи ресурсоэффективности в стратегии экономической деятельности, торговли и развития. Особое внимание будет уделяться более эффективному использованию таких ключевых ресурсов, как вода, энергия и полезные ископаемые, в наиболее важных секторах экономики, таких как производство продовольствия, производство промышленных товаров и удаление отходов, и разработке соответствующих показателей с учетом гендерной проблематики. Осуществляемая в контексте рассматриваемого ожидаемого достижения программа работы будет способствовать укреплению рассчитанных на 10 летний срок рамочных программ по УПП, разрабатываемых в рамках Марракешского процесса.
  • В контексте ожидаемого достижения В ЮНЕП будет налаживать партнерские отношения с частным сектором с целью подготовки "коммерческого предложения" в отношении обеспечения ресурсоэффективности и выявления соответствующих инвестиционных возможностей. Эти партнерские отношения позволят выявлять и использовать возможности реализации продукции устойчивого производства на внутреннем и внешнем рынке и будут способствовать передаче и применению ресурсоэффективных и экологически безопасных технологий. Будут задействованы органы по оказанию поддержки промышленности и налаживанию сотрудничества в целях развития, а партнерские инициативы государственного и частного секторов в таких ключевых отраслях, как строительство, транспорт, горнодобывающая промышленность и туризм, будут способствовать применению ресурсоэффективных методов инвестирования, управления и производства.
  • В контексте ожидаемого достижения С усилия ЮНЕП будут сосредоточены на повышении потребительского спроса на продукцию ресурсоэффективного производства, и с этой целью странам будет оказываться помощь в применении комплекса нормативных, экономических и добровольных инструментов. Посредством аналитических обзоров и диалога будет поощряться соблюдение стандартов, представление отчетности, использование маркировки и применение методов устойчивого снабжения. Информационно-просветительные средства, общественные информационные кампании и международные системы поощрения будут стимулировать приобретение более эффективной с точки зрения использования ресурсов продукции на местных и внешних рынках.

 

Партнерство

ЮНЕП будет поддерживать партнерство с заинтересованными сторонами государственного и частного секторов, учитывая соответствующие сравнительные преимущества, которыми они обладают.  Ключевыми партнерами ЮНЕП по разработке и дальнейшему осуществлению рассчитанных на 10‑летний срок рамочных программ УПП, разрабатываемых в рамках Марракешского процесса, будут национальные министерства, муниципальные органы, неправительственные организации и целевые группы Марракешского процесса, которые объединяют в себе заинтересованные стороны государственного и частного секторов. Чрезвычайно важные руководящие указания и поддержка в этом процессе будут также поступать от региональных форумов министров охраны окружающей среды. Кроме того, ЮНЕП будет опираться на работу других соответствующих международных и региональных советов и организаций.

Ключевыми партнерами ЮНЕП по определению целевых показателей природоохранной деятельности и оказанию поддержки применению ресурсоэффективных методов производства в промышленности на национальном и региональном уровнях являются национальные центры более чистого производства и научно-исследовательские институты, оказывающие поддержку процессу промышленного развития.  В деле пропаганды политики и добровольных мер, способствующих устойчивому потреблению, важную роль будут играть ассоциации потребителей и природоохранные неправительственные организации.  В рамках партнерства с коммерческими предприятиями и финансовым сектором особое внимание будет уделяться переориентации инвестиционных решений в пользу более эффективных с точки зрения использования ресурсов технологий, методов управления и производственно-сбытовых цепей.

Научно-исследовательские учреждения, такие как Оксфордский университет, Общество токсикологов и химиков, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, Вуппертальский центр по УПП и Федеральный технологический институт Швейцарии, обеспечат научную основу для выявления ключевых препятствий в достижении ресурсоэффективности и осуществления соответствующих мероприятий в конкретных секторах.  Через Международный совет по вопросам устойчивого управления ресурсами будут налажены дополнительные партнерские связи с представителями научных кругов с целью управления аналитической работой и процессом принятия решений в отношении ресурсоэффективности.  ЮНЕП будет взаимодействовать с такими учреждениями Организации Объединенных Наций, как ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная туристская организация, ФАО и региональные экономические комиссии Организации Объединенных Наций, и будет использовать соответствующий опыт и знания этих организаций в области борьбы с нищетой, промышленного развития, туризма и решения продовольственных проблем, а также их представительство в регионах с целью содействия применению соответствующей политики, методов управления и инвестиций в области обеспечения ресурсоэффективности.  С целью активизации усилий по интеграции программ и целей обеспечения ресурсоэффективности в экономические структуры на всех уровнях налаживается взаимодействие с такими межправительственными органами, как ОЭСР, Всемирная торговая организация и Европейская комиссия, а также с такими региональными торговыми организациями, как Меркосур.

Учет гендерной проблематики

В рамках настоящей подпрограммы будут учитываться дифференцированные в гендерном отношении модели потребления и использования ресурсов, включая несоразмерность испытываемых женщинами последствий дефицита ресурсов и загрязнения окружающей среды.  В рамках оценки жизненных циклов продукции и управления ими будут учитываться различные в гендерном отношении последствия производственных процессов. Партнерские инициативы, политика и средства, применяемые с целью создания более безопасной продукции, призваны уменьшить степень гендерного неравенства при распределении расходов и выгод от производства и использования товаров и услуг.  При разработке рекламных кампаний, просветительных материалов, средств распространения потребительской информации и инструментов ценообразования будут учитываться различия в подходах мужчин и женщин.

Документы к Подпрограмме 6  ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И УСТОЙЧИВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
60/190             Глобальный этический кодекс туризма
62/184             Международная торговля и развитие

Решения Совета управляющих ЮНЕП
20/19               E. Изменяющиеся структуры производства и потребления
20/29               Предоставление программных и консультативных услуг Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в ключевых областях экономики, торговли и финансовых услуг
21/14               Торговля и окружающая среда
22/6                 Поощрение устойчивых моделей потребления и производства

* * * * *

 

 

UNEP PRIORITY AREAS

 
Copyright © 2024. ЮНЕПКОМ (UNEPCOM). Powered by Irt. IRTEH